|
ДАЛИ Сальвадор
(1904,
Фигерас, Каталония - 1989,
там же) испанский художник
Многоликий
гений, с присущей ему
чисто каталонской
изменчивостью
(столь заметной также
у Пикассо и
Миро), Дали очень рано
проявил себя
как человек необычайно
живого ума.
В 1920-1925 он испытал
искушение
писать в духе академизма
(он полу-
чил образование в
мадридской Акаде-
мии художеств),
голландского и
испанского реализ-
ма, футуризма, кубизма и
кубизирую-
щего реализма послевоенного
времени
(<Девушка у окна>,
1925. Мадрид,
Испанский музей
современного ис-
кусства). Его пристрастие к
изобра-
жению подсознательного было
инспи-
рировано чтением
Фрейда, и Дали
серьезно занялся
вначале
<метафизической живо-
писью>. Его первая
выставка прошла
в ноябре 1925 в
Барселоне (гал.
<Дальмау>). В это время
он пишет
композиции, в
которых неустанно
изображает морские пейзажи,
отпеча-
тавшиеся в памяти с детства,
- на-
вязчивая идея, не покидавшая
худож-
ника никогда (<Женщина
перед скала-
ми>, 1926, Милан,
частное собра-
ние). Приезжая в Париж
в 1927, а
затем в 1928, он знакомится
с Пи-
кассо и Бретоном и
с готовностью
присоединяется к группе
сюрреалис-
тов, разрабатывавшей
идеи, близкие
его собственным, и, по
словам Бре-
тона, уже в 1929 полностью
внедря-
ется в нее. Тогда же он
знакомится
с Галой Элюар, которая
вскоре ста-
новится его женой и
вдохновительни-
цей.
Дали
создал сюрреализму шумную и
блестящую рекламу. В 1929
на выс-
тавке в гал. <Геманс>
экспонирова-
лись его сюрреалистические
произве-
дения (<Загадка желания.
Моя мать,
моя мать, моя мать>,
1929, Цюрих,
частное собрание),
иллюстрирующие
его теорию <критической
паранойи>,
изложенную в книге
<Видимая женщи-
на> (1920). Речь идет о
продолжении
традиции, берущей
свое начало в
творчестве Боттичелли,
Пьеро ди Ко-
зимо, Леонардо да
Винчи (который
сформулировал ее в своем
<Трактате
о живописи>). Затем,
благодаря <та-
шизму> и <фроттажам>
Макса Эрнста,
Дали увлекся изображением
на холсте
образов, вызванных
свободными ассо-
циациями по поводу случайно
избран-
ных форм, имеющих
какоелибо значе-
ние или нет. Отсюда - его
картины,
на которых, под
видимостью тонкой
оптической иллюзии,
предметы растя-
гиваются (мягкие часы),
растворяют-
ся, разлагаются,
превращаются в
другие предметы; этой же
идеей были
вдохновлены и
интерпретации, подчас
неприличные, знаменитых
картин (та-
ких, например. как
<Анжелюс> Милле,
где в трактовке Дали мужская
шляпа
прикрывает половой орган
в состоя-
нии эрекции). Это было
своеобразной
<интеллектуальной
тренировкой> ху-
дожника, в которой,
несомненно.
присутствовал элемент
самолюбования
и которая не имела границ.
Несмотря
на разрыв с Бретоном в 1934,
выз-
ванный поведением
художника, ис-
кусство Дали
вырастает именно из
сюрреалистической эстетики,
в кото-
рой он нашел столь
близкие ему мо-
тивы: чувство потерянности
человека
в огромном мире. чувство
юмора, и
самое главное - полная
свобода во-
ображения
(<Стойкость воспомина-
ния>, 1931, Нью-Йорк, Музей
совре-
менного искусства,
<Предчувствие
гражданской войны>, 1936,
Филадель-
фия, Музей
искусства). Было бы
ошибкой отрицать
оригинальность
этих мотивов: если свою
технику ис-
полнения сам художник с
вызывающей
гордостью сближал с
техникой Мейс-
сонье, то сюжеты,
переходящие из
одной картины Дали в другую,
откры-
вают вселенную его личных
пережива-
ний, в которой
присутствуют и эро-
тизм, и садизм, и гниение.
Влияние
Де Кирико, Эрнста и Танги
были ас-
симилированы Дали с явным
отвраще-
нием к простоте, художник
воплотил
их под знаком стиля
модерн своего
соотечественника Гауди,
в котором
он воспевал <ужасающую и
съедобную
красоту>. Все эти мотивы
нашли от-
ражение и в поэмах и фильмах
худож-
ника, снятых в
сотрудничестве с Бю-
нюэлем (<Андалузский
пес>, 1928,
<Золотой век>, 1930).
В
1936 Дали совершает неожиданный и
подчеркнутый поворот к
итальянскому
классицизму, что
обозначало разрыв
с историческим
сюрреализмом. В
1940-1948 он живет в США. По
возв-
ращении в Испанию,
он живет в
Порт-Льигат в Каталонии.
В 1958 он
венчается с Галой. В
своем твор-
честве Дали обращается к
самым раз-
ным источникам -
нидерландскому ре-
ализму,
итальянскому барокко
(<Христос св. Иоанна
на кресте>,
1951, Глазго, Художественная
гал.).
абстракционизму (в
частности, к
<живописи действия>),
поп-арту. С
1970-х он нередко прибегает к
мето-
дам, позволяющим как можно
реальнее
передать рельефность
(наподобие го-
лографии или стереоскопии).
Художник
проявил свой талант само-
рекламы, имевшей целью
создать и
укрепить в глазах
публики <миф о
Дали> как об
экстраординарной лич-
ности и починном
представителе сюр-
реализма. И эта цель была
достигну-
та посредством
головокружительных
затей и махинаций,
предложений и
компромиссов в отношениях с
полити-
ческой и
религиозной властями.
Жизнь и творчество Дали
причудливо
сплелись в единое
мистическое це-
лое, как еще одно
произведение ху-
дожника, заслуживающее
если не
одобрения, то, по крайней
мере, ме-
нее скептического
отношения. Музей
Дали, инициатором создания
которого
был сам художник, открылся в
1974 в
Фигерасе, его
родном городе. В
кливлендском музее с 1971
находится
собрание Рейнольда
Муза. Крупная
ретроспективная выставка
художника
проходила в 1979-1980 в
парижском
Нац. музее современного
искусства,
по этому случаю на
<форуме> у Цент-
ра Помпиду художник
осуществил уди-
вительную по широте замысла
<Герои-
ческую кермессу>.
Произведения Дали
представлены в европейских
и амери-
канских музеях, например
в Базеле,
Лондоне, Глазго,
Париже, Чикаго,
Кливленде, Хартфорде,
Нью-Йорке
(музей Метрополитен,
Музей совре-
менного искусства),
Филадельфии,
Вашингтоне. Выставки
Дали прошли в
Москве в 1989 (Музей
изобразитель-
ных искусств им. А. С.
Пушкина) и в
1994 (Центральный дом
художника). |

|