ДАЛИ Сальвадор

(1904, Фигерас,  Каталония -  1989,
там же) испанский художник

Многоликий гений,  с  присущей  ему
чисто   каталонской    изменчивостью
(столь  заметной  также у Пикассо и
Миро), Дали очень рано проявил себя
как  человек необычайно живого ума.
В 1920-1925  он  испытал   искушение
писать  в духе академизма (он полу-
чил образование в мадридской Акаде-
мии художеств),
 голландского и испанского  реализ-
ма, футуризма, кубизма и кубизирую-
щего реализма послевоенного времени
(<Девушка  у окна>,   1925.  Мадрид,
Испанский  музей   современного  ис-
кусства). Его пристрастие к изобра-
жению подсознательного было   инспи-
рировано  чтением   Фрейда,  и  Дали
серьезно занялся
 вначале <метафизической       живо-
писью>.  Его первая выставка прошла
в  ноябре  1925  в   Барселоне (гал.
<Дальмау>).  В это время   он  пишет
композиции,   в   которых  неустанно
изображает морские пейзажи, отпеча-
тавшиеся в памяти с детства,   - на-
вязчивая идея, не покидавшая худож-
ника никогда (<Женщина перед скала-
ми>,  1926,  Милан,   частное собра-
ние).  Приезжая  в Париж в 1927,  а
затем в 1928,  он знакомится с  Пи-
кассо  и  Бретоном  и с готовностью
присоединяется к группе   сюрреалис-
тов,  разрабатывавшей идеи, близкие
его собственным,  и, по словам Бре-
тона,  уже в 1929 полностью внедря-
ется в нее.  Тогда же он знакомится
с Галой Элюар,  которая вскоре ста-
новится его женой и вдохновительни-
цей.

Дали создал  сюрреализму  шумную  и
блестящую рекламу.  В 1929 на  выс-
тавке в гал.  <Геманс> экспонирова-
лись его сюрреалистические произве-
дения (<Загадка желания.   Моя мать,
моя мать,  моя мать>,   1929, Цюрих,
частное  собрание),   иллюстрирующие
его теорию <критической   паранойи>,
изложенную  в книге <Видимая женщи-
на> (1920). Речь идет о продолжении
традиции,  берущей   свое  начало  в
творчестве Боттичелли, Пьеро ди Ко-
зимо,  Леонардо  да   Винчи (который
сформулировал ее в своем   <Трактате
о живописи>). Затем, благодаря <та-
шизму> и <фроттажам> Макса  Эрнста,
Дали увлекся изображением на холсте
образов, вызванных свободными ассо-
циациями по поводу случайно избран-
ных форм,  имеющих какоелибо значе-
ние или нет.  Отсюда - его картины,
на которых,  под видимостью  тонкой
оптической иллюзии, предметы растя-
гиваются (мягкие часы), растворяют-
ся,   разлагаются,   превращаются  в
другие предметы; этой же идеей были
вдохновлены и интерпретации, подчас
неприличные, знаменитых картин (та-
ких, например. как <Анжелюс> Милле,
где в трактовке Дали мужская   шляпа
прикрывает  половой орган в состоя-
нии эрекции). Это было своеобразной
<интеллектуальной   тренировкой> ху-
дожника,  в  которой,    несомненно.
присутствовал элемент самолюбования
и которая не имела границ. Несмотря
на  разрыв с Бретоном в 1934,   выз-
ванный  поведением   художника,  ис-
кусство  Дали   вырастает  именно из
сюрреалистической эстетики, в кото-
рой  он нашел столь близкие ему мо-
тивы: чувство потерянности человека
в огромном мире.  чувство юмора,  и
самое главное - полная свобода  во-
ображения   (<Стойкость   воспомина-
ния>,  1931, Нью-Йорк, Музей совре-
менного   искусства,   <Предчувствие
гражданской войны>, 1936, Филадель-
фия,   Музей   искусства).  Было  бы
ошибкой   отрицать    оригинальность
этих мотивов: если свою технику ис-
полнения сам художник с   вызывающей
гордостью  сближал с техникой Мейс-
сонье,  то сюжеты,   переходящие  из
одной картины Дали в другую, откры-
вают вселенную его личных пережива-
ний,  в которой присутствуют и эро-
тизм,  и садизм, и гниение. Влияние
Де Кирико,  Эрнста и Танги были ас-
симилированы Дали с явным   отвраще-
нием к простоте,  художник воплотил
их под знаком стиля   модерн  своего
соотечественника  Гауди,   в котором
он воспевал <ужасающую и   съедобную
красоту>.  Все эти мотивы нашли от-
ражение и в поэмах и фильмах худож-
ника, снятых в сотрудничестве с Бю-
нюэлем  (<Андалузский   пес>,  1928,
<Золотой век>, 1930).

В 1936 Дали совершает неожиданный и
подчеркнутый поворот к итальянскому
классицизму,  что обозначало разрыв
с  историческим    сюрреализмом.   В
1940-1948 он живет в США.  По возв-
ращении  в  Испанию,   он  живет   в
Порт-Льигат в Каталонии.   В 1958 он
венчается с Галой.  В   своем  твор-
честве Дали обращается к самым раз-
ным источникам - нидерландскому ре-
ализму,      итальянскому    барокко
(<Христос св.  Иоанна   на  кресте>,
1951, Глазго, Художественная гал.).
абстракционизму  (в   частности,   к
<живописи действия>),   поп-арту.  С
1970-х он нередко прибегает к мето-
дам, позволяющим как можно реальнее
передать рельефность (наподобие го-
лографии или стереоскопии).

Художник проявил  свой талант само-
рекламы,  имевшей целью   создать  и
укрепить  в  глазах   публики <миф о
Дали> как об экстраординарной  лич-
ности и починном представителе сюр-
реализма. И эта цель была достигну-
та  посредством   головокружительных
затей и  махинаций,   предложений  и
компромиссов в отношениях с полити-
ческой  и    религиозной   властями.
Жизнь  и творчество Дали причудливо
сплелись в единое   мистическое  це-
лое,  как еще одно произведение ху-
дожника,  заслуживающее    если   не
одобрения, то, по крайней мере, ме-
нее скептического отношения.   Музей
Дали, инициатором создания которого
был сам художник, открылся в 1974 в
Фигерасе,   его   родном  городе.  В
кливлендском музее с 1971 находится
собрание  Рейнольда   Муза.  Крупная
ретроспективная выставка   художника
проходила  в  1979-1980 в парижском
Нац.  музее современного искусства,
по этому случаю на <форуме> у Цент-
ра Помпиду художник осуществил уди-
вительную по широте замысла <Герои-
ческую кермессу>. Произведения Дали
представлены в европейских и амери-
канских музеях,  например в Базеле,
Лондоне,  Глазго,   Париже,  Чикаго,
Кливленде,   Хартфорде,    Нью-Йорке
(музей  Метрополитен,   Музей совре-
менного  искусства),    Филадельфии,
Вашингтоне.  Выставки Дали прошли в
Москве в 1989 (Музей   изобразитель-
ных искусств им. А. С. Пушкина) и в
1994 (Центральный дом художника).

 

dali1.gif (6635 bytes)



..