Виктор
Пелевин
"Последняя
шутка воина"
Известие о смерти Кастанеды
появилось только 18 июня.
Видишь ли, воин рассматривает себя как уже
мертвого,
поэтому ему нечего терять.
Карлос Кастанеда
27 апреля в своем доме в Вествуде,
Калифорния, от рака печени умер Карлос
Кастанеда. Считается, что ему было 72 года.
Никакого погребального ритуала
не проводилось; его кремированные останки были
увезены в Мексику. Главным в
книгах Карлоса Кастанеды, конечно, является не
антропологический материал,
не его "энергетическая модель вселенной" и
не его рецепты употребления
растительных психоделиков. Многие из описанных
им мистических техник
существуют и в других традициях. Главное - это
удивительной красоты и силы
экзистенциальная поэзия, всплески которой
разбросаны по всем его книгам, - а
первые четыре из них можно смело назвать
великими (я назвал бы такими почти
все). Из этого и складывается учение дона Хуана -
психоделический стоицизм
или шаманский экзистенциализм, кому как
нравится, и мне совершенно неважно,
кто стоит за этим учением на самом деле -
мексиканский шаман дон Хуан Матус
или американский антрополог дон Карлос
Кастанеда.
Мало кто из писателей вызывал такой
восторг и такое раздражение. Этот
восторг понятен - многое из нас помнят, каково
было читать самиздатовскую
ксерокопию Кастанеды в Москве, увешанной
портретами черных магов из
Политбюро, или закупать оптовые партии
декоративного кактуса Lophophora
Williamsi у ошалевших кактусоводов с Птичьего рынка -
под подозрительным и
растерянным взором патрульного милиционера.
Понятно и раздражение - мир
полон закомплексованных неудачников, которые
подходят к его книгам со своей
меркой. Этой меркой являются они сами, поэтому о
Кастанеде всегда будут
спорить. Но я сомневаюсь, что кто-нибудь станет
спорить об этих спорщиках.
Кастанеда - величайший поэт и
мистик XX века. Миллионы людей обязаны ему
мгновениями прозрений и счастья, и если даже
потом выяснилось, что эти
прозрения не ведут никуда, то в этом не его вина.
Он сам написал в своей
лучшей книге "Tales of Power" ("Сказки силы"):
"В этом проблема слов. Они
заставляют нас испытывать озарение, но, когда
мы поворачиваемся лицом к миру, они всегда
подводят, и кончается тем, что мы
стоим перед миром такими же, как и раньше, без
всякого озарения".
Да и потом: что и куда ведет
человека в жизни? Как говорил Кастанеда, в этом
мире - множество дорог, и все они ведут в никуда.
Но среди этих дорог есть
"дороги с сердцем", и он, несомненно, шел по
одной из них.
Он писал, что у человека знания есть
четыре врага - страх, сила, ясность и
старость. Последний враг - самый жестокий.
Желание уступить может
"пересилить всю его ясность, всю его силу, все
его звание. Но если человек
преодолевает свою усталость и проживет свою
судьбу полностью - тогда его
можно назвать человеком знания. Если хоть на
одно краткое мгновение он
отобьется от своего последнего врага! Этого
мгновения ясности, силы и знания
достаточно". Я верю, что в жизни Кастанеды
такое мгновение было. Он назвал
это "having to believe".
На самом ли деле Кастанеда мертв? С
шестидесятых годов он уже умирал
несколько раз. Несколько раз воскресал.
Несколько раз возносился. И вообще,
Кастанеда ли Кастанеда? У меня, если честно, есть
сильное подозрение, что он
опять роскошно дурит нам головы, а через год-два
вынырнет из Мексики,
объявив миру, что вынужден был "разорвать
сконцентрированные на нем потоки
чужих мыслей, чтобы провести полный пересмотр
личного списка перед входом в
третье внимание". Будет вполне в его духе. Он
может и не вынырнуть из
Мексики, если действительно решал пойти в это
самое третье внимание прямо в
ботинках и шляпе, как дон Хуан. Я думаю, что здесь
лучше всего
воспользоваться одной из его поэтичных методик и
отложить суждение. Но если
он все-таки умер - что тогда?
В журнале "Нью-Йоркер" недавно
была напечатана очень смешная карикатура -
чьи-то похороны, мрачное лицо в роговых очках,
глядящее из гроба, группа
скорбящих и очень похожий на покойного господин,
произносящий надгробное
слово: "Смерть business person особенно печальна".
Еще бы. Надо думать. Но
смерть поэта, воина и мага - это не трагедия. Это
просто его последняя
шутка. Ему нечего терять - и он не теряет ничего.
Теряем мы.
(c) Виктор Пелевин, "Общая газета", N 25, июль 1998
.. |
|