Merzbow – лечение шумом. Когда в юности мое ухо впервые уловило развеселые трели death-metal, это был момент истины. Только спустя несколько лет я начал понимать весь примитивизм того, что некогда мне казалось наивысшей точкой искусства. Единственно, что там было интересного – это рваный звук надрывающихся гитар, которые все равно не могли преодолеть своего однообразия даже за счет все прибавляющейся виртуозности гитаристов. Ни в коем разе не хочу проводить параллель, ибо ее практически нет, но звуковые процессоры, примочки и японский экстремизм поправили дело, явив миру феномен japanoise – японского экстремального нойза (шума). Если постараться вникнуть в образ жизни любого японца, становится ясно, в каком чудовищном давлении живет каждый из них. Полуживые, но все еще сильные традиции, погребенные в резком скачке в сторону западной цивилизации, привели к невероятным искажениям в психике. Синтез недавней приближенности к природе с воздействием набирающего темп технотронного мира, начал выражаться в странных гротескных формах, которыми заполнено японское общество. Одно из таких явлений – japanoise, родоначальником которого является Масами Акита (Masami Akita) и его проект Merzbow. Не стоит думать, что Масами – эта какая-то чудовищная личность, утыканная железками по самые уши и разрисованная всеми цветами радуги. Нет. Вид уравновешенного, носящего очки японца, спокойно крутящего ручки различных искажающих звук аппаратов на фоне чудовищного шума, способен вызвать еще больший шок, чем все птючовые приспособления для эпатажа окружающих. Всего у Merzbow насчитывается что-то около ста с лишним альбомов. И это неудивительно, поскольку в этой антимузыке и не требуется долгой кропотливой работы над каждым звуком. Japanoise – это небольшой кусочек окружающего нас невероятного беспорядка, который мы сами постоянно конвертируем в нечто иллюзорно устойчивое и логическое. Все грани шумовых и абсолютно хаотичных конструкций заставляют сознание слушателя самому принимать участие в постройке композиций. Именно благодаря хаотичности человек вовлекается в процесс игры с собственным разумом, который довольно быстро начинает разрушаться под воздействием деструктивных звуков. Вскоре звуки начинают действовать физически, словно хитрый японец с помощью них проводит иглотерапию прямо в недрах вашего мозга, воздействуя на определенные центры логики и рационального мышления. Эта деструкция заставляет сжаться взявший верх одеревеневший рационализм, обнажив вторую человеческую составляющую, практически всегда бездействующую в обыденном мире. На мой взгляд, такую музыку можно исполнять самому и для себя самого, вооружившись парой-тройкой звуковых процессоров и генераторов. Вы когда-нибудь экспериментировали с радио, крутя ручку настройки и пытаясь вычленить из радиопомех какие-то композиции? В этом есть нечто схожее, за одним лишь небольшим исключением – японский нойз доведен до своего крайнего экстремума, до крайней точки разрушающего разум воздействия. Именно за счет этого он является сильнейшим демондиализатором существа, возомнившего себя царем природы. Japanoise отчетливо показывает каждому такому “царю природы” его истинное место, однозначно макая его носом в его же собственное дерьмо. Масами Акита невольно указал на некий порочный круг, заставляя осознать стык двух взаимоисключающих, но перетекающих друг в друга вещей. Сводящая с ума логическая последовательность, породившая искусственный хаос, который разрушает эту последовательность. Как не высокопарно это прозвучит, но это очень похоже на Сансару – бесконечное, взаимоисключающее, но цельное кольцо, которое далеко не каждому дано разорвать. Возможно, что японский нойз является одним из методов. Возможно, что самым действенным в нашем погибающем мире. |