Дом Кальвета |
Дом Кальвета - пожалуй, самая традиционная постройка Гауди, также как и самая прозаичная с точки зрения архитектонической структуры. Уличный фасад завершается двумя высокими фигурными фронтонами, "нарушающими" уровень допустимой высоты городских домов в Барселоне. Присутствие этих фронтонов можно объяснять по-разному, в том числе желанием Гауди несколько скрасить прозаическую трактовку фасада. Они не более чем декоративное дополнение, так же как и цветные башенки на Доме Висенса или экзотическая башня в Эль Каприччо. Своеобразной представала и сама позиция Гауди в пресловутом конфликте с властями. После того как мастер нашел убедительное решение в споре с монастырем, он уже не поступался больше ничем. Он пригрозил, что "срежет" злополучное навершие фасада, ничего другого ему просто не могло прийти в голову. Гауди настоял на своем и возвел эту корону в форме двойного креста, чтобы придать фасаду большую легкость, вызвать ощущение его порыва к небу. Мастер вложил в данный фрагмент все свое усердие: отсюда вниз, на оживленную улицу, смотрят святые мученики. "Своеволие" Гауди имело еще одно оправдание: снизу, в ракурсе, все эти дополнения практически не могли быть замеченными. Когда однажды, еще во время строительства, сюда прибыла супружеская чета Гуэлей, жена мецената недоуменно спросила о назначении этих "усложнений" наверху. Гауди с присущим ему остроумием и в то же время искренне ответил, что это нечто вроде крестов, осеняющих все "осложнения" и скандалы, происходящие на улице. Менее броским, но не менее действенным выглядит общее оформление фасада. Благодаря ему Дом Кальвета кажется более крупным, чем соседние строения. Этому впечатлению особенно помогают многочисленные балконы с их выступающими вперед фигурными решетками. Их совокупный ритм как бы передается всему уличному фасаду. Без сомнения, Гауди учитывал это воздействие архитектуры, и потому он усложняет его, трактуя форму балконов различно. Из тех же соображений он добавляет к балконам крупный "барочный" эркер над центральным входом, а сам вход украшает гербом семейства Кальвет и ветвями кипариса (символ гостеприимства).
Объемное ощущение фасада усиливается строительным материалом - крупнозернистым необработанным камнем. До сих пор Гауди использовал его в комбинации с кирпичом и изразцами. Подчеркнутая фактурность облицовочных блоков устраняет впечатление плоскостности фасада, по существу, запрограммированной в самой конструкции последнего. Дворовый фасад этого симметрично структурированного здания, в сущности, мог бы повторять фасад парадный, однако для Гауди это было бы определенным компромиссом. Вместо закругленных балконов мы обнаруживаем здесь два вертикальных ряда сплошь застекленных балконов. Дворовый фасад выложен не из фактурного, а из плоского камня, отчего он и сам выглядит плоскостным, радикально отличаясь от уличного. При всех подобных отклонениях от общей концепции здания, мастер не упускает случая напомнить зрителю о самом заказчике дома. Свидетельство тому - скульптурные изображения святых мучеников между фронтонами на парадном фасаде. Помимо св.Петра, здесь представлены соименный святой владельца дома св.Пере Мартир, а также святой покровитель места рождения Кальвета. Пристрастие Гауди ко всякого рода намекам обнаруживается еще в одном фрагменте лицевого фасада. На стене второго этажа, занимаемого владельцем дома, помещен рельеф с изображением гриба - предметом страсти и собирательства Кальвета. Символика вводится также в убранство главного портала: помимо кипариса, это еще и сигнальное дверное кольцо с его весьма многозначительной трактовкой. Входящий в дом вначале обязан был "звонко" ударить этим кольцом в спину... вошь - олицетворение зла. Другими словами - победи зло, если хочешь войти в этот дом.
|