Дом Кальвета
1898-1900



    Имя Гауди чаще всего связывают с его самыми импозантными постройками, однако в большинстве своем его дома невелики и используются по самому тривиальному назначению. Дом Кальвета тоже должен был стать деловым и жилым зданием одновременно. Возможно, по этой причине Гауди пришлось сдерживать свою фантазию, и очередной дом (на Калье де Касп в Барселоне) внешне оказался самым обыкновенным. Мастер получил за него городской приз, и это была единственная в его биографии официальная награда. Возможно, что представительное жюри сознательно предпочло самую непритязательную работу Гауди в Барселоне. Но и здесь не обошлось без причуд: с верхней части фасада вниз напряженно смотрят трое святых мучеников; с чрезмерной роскошью отделаны подъемные блоки под крышей; высота дома также не соответствует нормам, допускаемым в то время.     В 1898 году Гауди начал строительство нового особняка по Калье де Касп, 52 в Барселоне (сегодня - дом номер сорок восемь). То был не первый опыт работы в данном жанре. В начале 1890-х годов архитектор уже возводил аналогичный жилой и одновременно деловой дом в Леоне для дона Мариана Андреса и дона Симона Фернандеса - со служебными помещениями в цокольном и квартирами на остальных этажах.
    В Барселоне, на Калье де Касп условия оказались куда менее благоприятными. Новый дом должен был буквально вклиниться в уже существующий ряд соседних строений - для Гауди это был трудный эксперимент. Дом Висенса также возводился в условиях скученной застройки, но там архитектор все же смог с помощью умелой планировки выкроить клочок земли для фундамента здания. При сравнении с Домом Висенса Дом Кальвета (назван по имени заказчика - наследника Пере Мартир Кальвета) производит впечатление "худосочного", настолько сильно он зажат между соседними строениями. Гауди вынужден был считаться с данным обстоятельством, так же как и с еще одним - с напряженными отношениями с соседями. Монахини из расположенного рядом монастыря возбудили ходатайство о запрете постройки, вынудив Гауди думать еще и о специальной стене, ограждающей монастырский двор от любопытных взглядов. Новое препятствие, как обычно, лишь стимулировало изобретательность архитектора. Его стена действительно оказалась непроницаемой, но только не для потоков дневного света: Гауди превратил ее в гигантскую светоносную штору-жалюзи, оставив в ее верхней части множество скошенных вниз отверстий.
    Дом Кальвета предполагалось использовать по двум назначениям: подвал и цокольный этаж - для складских и офисных помещений; на остальных этажах должны были располагаться восемь квартир. В соответствии с этим новый дом Гауди вырастал исключительно по вертикали, в отличие от дома в Леоне. Над цокольным этажом вскоре появилось еще четыре. В полном соответствии с заказом Гауди спроектировал необычно простое для себя здание, почти симметричное в плане. Близ лестничной клетки располагаются два почти одинаковых квадратных внутренних двора; еще два, уже прямоугольных, добавлены по бокам вестибюля. Благодаря обилию дворов легко разрешалась проблема освещения интерьеров.
Гауди предусмотрел и оформил столь необходимые
любому высокому дому устройства для подъема мебели.
На фото: вестибюль с лестницей и лифтом.

    Дом Кальвета - пожалуй, самая традиционная постройка Гауди, также как и самая прозаичная с точки зрения архитектонической структуры. Уличный фасад завершается двумя высокими фигурными фронтонами, "нарушающими" уровень допустимой высоты городских домов в Барселоне. Присутствие этих фронтонов можно объяснять по-разному, в том числе желанием Гауди несколько скрасить прозаическую трактовку фасада. Они не более чем декоративное дополнение, так же как и цветные башенки на Доме Висенса или экзотическая башня в Эль Каприччо.
    Своеобразной представала и сама позиция Гауди в пресловутом конфликте с властями. После того как мастер нашел убедительное решение в споре с монастырем, он уже не поступался больше ничем. Он пригрозил, что "срежет" злополучное навершие фасада, ничего другого ему просто не могло прийти в голову. Гауди настоял на своем и возвел эту корону в форме двойного креста, чтобы придать фасаду большую легкость, вызвать ощущение его порыва к небу. Мастер вложил в данный фрагмент все свое усердие: отсюда вниз, на оживленную улицу, смотрят святые мученики.
    "Своеволие" Гауди имело еще одно оправдание: снизу, в ракурсе, все эти дополнения практически не могли быть замеченными. Когда однажды, еще во время строительства, сюда прибыла супружеская чета Гуэлей, жена мецената недоуменно спросила о назначении этих "усложнений" наверху. Гауди с присущим ему остроумием и в то же время искренне ответил, что это нечто вроде крестов, осеняющих все "осложнения" и скандалы, происходящие на улице.
    Менее броским, но не менее действенным выглядит общее оформление фасада. Благодаря ему Дом Кальвета кажется более крупным, чем соседние строения. Этому впечатлению особенно помогают многочисленные балконы с их выступающими вперед фигурными решетками. Их совокупный ритм как бы передается всему уличному фасаду. Без сомнения, Гауди учитывал это воздействие архитектуры, и потому он усложняет его, трактуя форму балконов различно. Из тех же соображений он добавляет к балконам крупный "барочный" эркер над центральным входом, а сам вход украшает гербом семейства Кальвет и ветвями кипариса (символ гостеприимства).
Дворовая сторона Дома Кальвета с чередующимися
балконами и эркерами. Балконы с округлыми оконными
жалюзи по бокам, защищающими от солнца.

    Объемное ощущение фасада усиливается строительным материалом - крупнозернистым необработанным камнем. До сих пор Гауди использовал его в комбинации с кирпичом и изразцами. Подчеркнутая фактурность облицовочных блоков устраняет впечатление плоскостности фасада, по существу, запрограммированной в самой конструкции последнего. Дворовый фасад этого симметрично структурированного здания, в сущности, мог бы повторять фасад парадный, однако для Гауди это было бы определенным компромиссом. Вместо закругленных балконов мы обнаруживаем здесь два вертикальных ряда сплошь застекленных балконов.
    Дворовый фасад выложен не из фактурного, а из плоского камня, отчего он и сам выглядит плоскостным, радикально отличаясь от уличного. При всех подобных отклонениях от общей концепции здания, мастер не упускает случая напомнить зрителю о самом заказчике дома. Свидетельство тому - скульптурные изображения святых мучеников между фронтонами на парадном фасаде. Помимо св.Петра, здесь представлены соименный святой владельца дома св.Пере Мартир, а также святой покровитель места рождения Кальвета.
    Пристрастие Гауди ко всякого рода намекам обнаруживается еще в одном фрагменте лицевого фасада. На стене второго этажа, занимаемого владельцем дома, помещен рельеф с изображением гриба - предметом страсти и собирательства Кальвета. Символика вводится также в убранство главного портала: помимо кипариса, это еще и сигнальное дверное кольцо с его весьма многозначительной трактовкой. Входящий в дом вначале обязан был "звонко" ударить этим кольцом в спину... вошь - олицетворение зла. Другими словами - победи зло, если хочешь войти в этот дом.