Дом Висенса
1883-1888



    Когда владелец кирпичных и кафельных предприятий Мануэль Висенс в 1878 году заказал Гауди проект летнего дома, молодой архитектор не имел никакого опыта (патент он получил 15 марта того же года). Начало строительства было отложено до 1883 года, и Гауди занялся проектом другого общественного здания. Заказ Висенса продолжал оставаться для него нелегкой задачей. Отведенный земельный участок был невелик, новая постройка должна была встать в общий ряд с соседними уличными строениями.     В архитектонической структуре первого особняка Гауди не заключалось особой интриги. В сравнении со сложными пространствами поздних сооружений мастера эта структура выглядела даже упрощенной. Оба этажа равновелики, план в основном прямоугольный; только со стороны входа (Гауди продолжил его небольшим атриумом) наружу слегка выступает столовая. Тем не менее облик Дома Висенса отмечен фантазией и свидетельствует о несомненной творческой дерзости проектировщика. Уже здесь очевидно, насколько Гауди, с его практичностью, способен тяготеть к чему-то странному, почти шутовскому.
    Он располагает дом на заднем плане участка, благодаря чему территория сада зрительно заметно вырастает. Обычная прямоугольная форма дома тем самым оказывается слегка завуалированной. Остальное довершается пышным убранством фасадов с их многочисленными эркерами и кафельным декором гладких участков стены. Стены кажутся драгоценными, хотя Гауди отделывает их простыми материалами. Основа стен из натурального камня цвета охры дополнена отделкой из необработанного кирпича. Уже один этот контраст красив сам по себе. И все же главное очарование дому придает пестрая изразцовая отделка: она то заполняет фасады в виде длинных узорчатых поясов, то сосредоточивается близ окон, на эркерах и углах здания в шахматном чередовании. Издали геометричная орнаментика этой отделки заставляет вспомнить о памятниках арабского зодчества, хотя речь здесь может идти и о каких-то персидских истоках. Гауди, как обычно, демонстрирует своеобразную игру с орнаментом. Сошлемся, к примеру, на множество кафельных плиток с изображением оранжевых цветков бархатцев, растущих повсеместно, в любом саду. О мавританских корнях свидетельствуют небольшие башенки над кровлей, о воздействии стиля Ар Нуво - кованая ограда сада с повторяющимся рисунком пальмового листа. Дом Висенса представляет собой конгломерат взаимоисключающих стилей, их своеобразную "гремучую смесь". О каких традициях приходится гадать при взгляде на фигурки странных "путти", восседающих на угловых эркерах? Дом Висенса - яркий пример того, как можно обратить рационально спроектированный дом в маленький замок средствами одной только отделки и орнамента прежде всего.
Потолок небольшой комнаты на втором этаже
с перспективной росписью, имитирующей купол.

    Это орнаментальное празднество продолжается и внутри дома. Здесь наблюдаешь то же самое смешение стилей, в результате которого, казалось бы, рождается экзотический, но все же целостный стиль. Мираж исчезает, когда внимание переключается на детали убранства помещений. Курительный салон очень близко напоминает небольшой мавританский кабинет с размещенными в его центре кальяном, мягкими тюфяками и подушками. Однако взгляд подмечает здесь же изразцы с рисунком цветущих шляпок подсолнечника, а спускающаяся с потолка сталактитовая "гроздь" - тоже явно не арабского происхождения.
    Убранство столовой - самого роскошного помещения в доме свидетельствует об ориентации на стиль интерьеров Ар Нуво. Пространства между потолочными балками буквально "затканы" пышным стуковым рельефом с изображением ягод и листьев вишни. Стены выдержаны в теплых коричневых тонах и украшены изображением ветвей плюща, откосы дверей - мотивами птиц.
    Фантазия Гауди кажется безграничной. Он артистично обыгрывает любую форму ради ее декоративного истолкования. В высшей степени убедительно воспроизведен с помощью иллюзорной росписи "барочный" ложный купол - поистине ошеломляющий акцент всего убранства комнаты. Какое-то мгновение вы действительно видите порхающих птиц в настоящем небе. Очнувшись, понимаете, что это иллюзия, явленная волшебником-декоратором.