Эль Каприччо
1883-1885



    Что имелось в виду, когда давали название этому небольшому дому - "Эль Каприччо" (то есть "причуда", "каприз" или, может быть, "прихоть"), сегодня уже невозможно установить. Любое его толкование должно было соотноситься с индивидуальным ощущением облика данной постройки, отчего оно делалось понятным, истинным. Дом стоит посреди небольшого зеленого сада в Комильясе (близ Сантандера), будто упавший с неба или явленный из иного мира. Это - попытка Гауди воссоединить Средневековье (время расцвета Каталонии) с миром очаровательной восточной резиденции. Компактная монументальная постройка равномерно украшена со всех сторон изразцовыми плитками. Снизу башня окружена приземистыми колоннами времени "мрачного" Средневековья, однако затем она дерзко вытягивается вверх, как перст, указующий в небо. А венчающая ее "кровелька" легко воспаряет, порывая со всем земным.



Этот фрагмент позволяет убедиться в произвольности
стилевых экспериментов Гауди: в левой части снимка
наблюдается объемное перерождение наружной стены
дома в подобие круглой башни; справа - тяжеловесная
арка входного портика; между ними - изящный декор.


    Собственно говоря, уже Дом Висенса можно было бы назвать "Эль Каприччо". Оба здания появились в одно время, оба отличаются экзотичностью облика и, наконец, оба напоминают мавританские постройки. Все это дает повод воспринимать их зданиями-близнецами. Странные пластичные образования на стенах, эркеры и неповторяющиеся башенки на кровле Дома Висенса, в сущности, кажутся еще причудливей, чем декор дома, выстроенного для дона Максиме Диаса де Кихано в местечке Комильяс близ Сантандера. Земельный участок здесь тоже невелик, однако особняк подобно острову помещен в самую середину зеленого сада. Гауди и здесь несвободен от мавританских орнаментальных традиций, поскольку он воспроизводит типично испанские мотивы цветов на изразцовых плитках (бархатцам, используемым в Доме Висенса, он предпочитает здесь цветы, напоминающие шляпки подсолнухов). В целом орнамент в Эль Каприччо выглядит более сдержанным по фантазии и цветовой насыщенности. В кладке стен каждые девять рядов кирпича чередуются с поясом изразцов в размеренном спокойном ритме.
    "Странная" (можно и так ведь толковать "каприччо") - это, конечно, про высокую башню, напоминающую минарет, поскольку она нефункциональна, она - только украшение дома. "Странные" - это уже по адресу маленьких балконов в верхних углах здания с их непомерно большими коваными оградами и "крышами" из толстых металлических прутьев. Все вместе выглядело уже настолько нефункционально, что Гауди пришлось прибегнуть к интригующему "секрету": на полых металлических трубках над каждой такой "крышей" подвешен противовес конструкции раздвижного балконного окна; при открывании или закрывании окна эти трубки приводятся в движение и издают странные звуки.
Задняя (юго-западная) сторона дома.
Пристройка с черепичной кровлей
справа появилась в 1916 году.

    Архитектоническая структура здания остается более свободной и импровизационной, чем в Доме Висенса, при всем том, что характер фасадного декора выглядит здесь более сдержанным. В непосредственной близости от входа обнаруживается еще одна причуда: сам вход, по сути, закрыт толстыми колоннами, которые на уровне своих фигурных капителей переходят в три упрощенные округлые арки. Над этим "портиком", собственно, и вырастает экзотическая башня. При всей затейливости облика данной постройки ее автор остается прагматиком, помнящим и о законах архитектурного ремесла. Кровля здесь - сугубо функциональная часть дома, а ей Гауди всегда уделял особое внимание. Она довольно строга в своих пропорциях и на удивление круто взмывает вверх - расчет на непогоду и, особенно, на последствия всюду проникающего дождя. Отделка помещений выглядит совершенно иной в сравнении с убранством комнат в Доме Висенса. Здесь она была ориентирована на потребности молодого наследника дона Максиме Диаса де Кихано. В Доме Висенса особо выделена роль столовой - самого большого из помещений; в одноэтажном Эль Каприччо комнаты рассчитаны скорее на гостей: большая спальня на несколько человек, приемная и в центре - просторный высокий салон, он же зимний сад. Иначе решено и освещение комнат. В Доме Висенса, гораздо большем по размерам, окон сравнительно немного, что компенсируется особой интимностью интерьеров; в Эль Каприччо, напротив, дневной свет пронизывает все: огромные окна в салоне разделены лишь деревянными столбами. Один этот факт, а также большая высота комнат определяют и более активное их функционирование согласно воле архитектора. Салон уподобляется единственному помещению дома, воссоединяясь с чердачным пространством и частично занимая подвал, в котором, с огласно обычаю, располагался служебный персонал.
Защитная стена с южной стороны
дома. Ее центральный пролет,
оставленный без перекрытия,
задуман как место свиданий
и беседы на воздухе.

    Метод работы Гауди над этим домом оказался не совсем традиционным. В правилах архитектора было заниматься каждым объектом непосредственно на месте строительства; только здесь его посещало вдохновение, а проекты обретали новые "корни" и "ветви", причем иногда в самых неожиданных направлениях. В случае с Эль Каприччо все обстояло иначе. Гауди передоверил руководство строительством своему другу Кристофолу Касканте-и-Колому, сам же ни разу не появился на рабочем месте. Естественно, он владел всей информацией о ходе строительства и мог вникать во все его обстоятельства.
    Дом располагается на склоне холма, и его площадка насыпная. Гауди спроектировал дополнительную опорную стенку с маленькими "колоннами", капители которых напоминают завершение "минарета" перед входом в дом. Цветовое решение изразцов строится на смешении тонов окружающей зелени сада и песчаной почвы. В дальнейшем Гауди уже не изменял своему золотому правилу - находиться в непосредственном контакте со строящимся зданием.