Дом Мила ("Pedrera") |
Два больших внутренних двора изнутри сходны с округлыми полыми башнями; с их помощью архитектор решает задачу дополнительного освещения жилых помещений. Почти в каждой своей постройке Гауди предлагает нечто конструктивно новое, что впоследствии оказывается усвоенным в практике архитектурной школы Барселоны. В Доме Мила это, в первую очередь, абсолютно круглая форма одного из внутренних дворов, заметно расширяющаяся вверху. Очень сильное ощущение пространства этого двора возникает при взгляде сверху (особенно при аэрофотосъемке) - как некоей магической воронки, втягивающей в себя и воздух, и свет. Максимальное освещение получают при этом помещения чердака, приходящиеся на верхний венчик раструба. Данный конструктивный прием использован с чисто практической целью и без оглядок на эстетические соображения, что имело место совсем недавно в Доме Батло.
В Доме Мила Гауди несомненно объединил многое из творческого опыта зрелых лет, в том числе приемы, вызвавшие недовольство городского архитектурного ведомства. Фасад здесь вторгается в пространство тротуара уже на целый метр. Официальные инстанции попытались настоять на соблюдении правил, после чего Гауди в изысканно вежливой форме уведомил их, что он согласен, но непременно поместит здесь же памятную доску с объяснением причин, по которым фасад окажется изуродованным. Конфликт мгновенно был исчерпан, однако тут же последовал другой, из-за явно превышенной высоты здания. Гауди по обыкновению уже после начала строительства пришел к идее дополнительного чердачного этажа, но и из этого конфликта вышел победителем. Еще один эпизод из строительства Дома Мила привел к тому, что архитектор окончательно потерял интерес к данному объекту, правда, уже на завершающей стадии работ. На фасаде он намеревался разместить несколько посвящений святой Деве Марии, в том числе в виде скульптурной композиции в специальной нише, где Мария представала бы с младенцем на руках в сопровождении двух ангелов. Однако в Барселоне в тот период поднялась ожесточенная кампания против духовенства, приведшая к поджогам монастырей и даже к кровопролитию в ряде случаев (с 26 по 30 июля 1909 года). В этой сложной ситуации заказчик дома Пере Мила и особенно его религиозная жена настояли на отказе от интересного замысла. Гауди вынужден был уступить на сей раз, что привело к охлаждению его отношений с семьей заказчика. Возможно, все случившееся было только к лучшему, так как уличный фасад, не обремененный скульптурным декором, продолжал оставаться новаторским и как бы изваянным из каменного монолита. Внешняя отделка Дома Мила, в сущности, свелась к сохранению нетронутой естественной окраски натурального камня. Поверхность лицевого фасада здания кажется подверженной некоему стихийному формообразованию, не предусмотренному проектировщиком; общее впечатление суммируется из бесконечных объемных наращений и впадин, создающих ощущение "натуральности" и сложной симметрии.
Современники Гауди (в том числе профессиональные критики) не скупились на нелестные сравнения в адрес его очередного детища. Самое распространенное из них - "каменоломня" - нашло свое объяснение, если иметь в виду цвет и беспокойную поверхность фасада. При наблюдении дома сверху преимущественной остается ассоциация с морской волной, но и она, разумеется, условна. Дом Мила вообще не находит аналогий, в том числе в наследии самого Гауди. Разве лишь все с той же "бесконечной" извивающейся скамьей в Парке Гуэля. В этом доме ничто не повторяется. План одного этажа разительно отличается от плана другого; подобная сложность пространственной структуры становится возможной только при отказе от опорной функции стен дома. Последний прием прослеживается в ранних постройках Гауди, когда он постепенно стал передоверять эту функцию многочисленным колоннам и столбам. Волнообразный характер фасада Дома Мила также во многом способствует усложненности, дифференцированности внутреннего пространства. Все вместе напоминает не столько дом, сколько огромную, вручную изваянную скульптуру. Вот почему здесь более уместны не ассоциации с природными формами, но аналогии скорее формального порядка, отвечающие чисто пластическому мышлению Гауди. "Формы этого необычного дома рождаются или высвобождаются изнутри, образуя незыблемое целое. Наружное и внешнее, выпуклое и вогнутое, фрагментарное и целое, стены и крыша - все это неделимо и спаяно одним ритмом. Все характерное для обычного фасада оказывается как бы "перпендикулярным" по отношению к этой окрыленной поверхности стены, к этим затянутым арматурой отверстиям, именуемым окнами, а также к этому развернутому по горизонтали пейзажу, до сих пор называвшемуся крышей" (Йозеф Видеман). Оформление внутренних помещений полностью отвечает гармоничному многообразию фасада. Здесь отсутствует прямолинейность как таковая, все выглядит пластичным, смоделированным вручную. Во всевозможных локальных новообразованиях пространства естественное освещение строится на едва уловимых переходах от светлого к сумрачному. В Доме Мила вас ожидает еще одна неожиданность: это, как и в Школе св.Терезии, ослепительно белые арочные своды, несущие кровлю. На крыше вы действительно окажетесь в пространстве целого "пейзажа" из множества чудесных сюрреалистических "скульптур" над каминными и вентиляционными трубами. Позже эти композиции найдут аналогии, но только в работах европейских скульпторов; в архитектуре же прерогатива их создателя навечно останется за Гауди.
Долгое время откликом на Дом Мила оставались многочисленные и зачастую вымученные подражания со стороны коллег Гауди. Подражание выходило исключительно внешним и потому нередко оборачивалось пародией вопреки намерениям плагиаторов. Факт этот говорил о том, что новое скандальное творение маститого архитектора все же находило должное признание. Тем более что и в этой постройке Гауди не переставал думать о чем-то функционально важном, могущем иметь перспективу в архитектуре будущего.
|