Дом Ботинеса



    Время от времени Гауди использовал свои обширные связи, чтобы получать новые заказы. Очередной из них последовал из Леона еще до отъезда архитектора из Асторги. В Леоне мастер выстроил два здания - совсем немало для небольшого провинциального города. В конце XIX века Леон насчитывал около шестнадцати тысяч жителей и не был особенно примечателен историческими архитектурными памятниками. К таковым здесь можно было отнести собор, возведенный в XIII-XV веках, большой монастырь св.Марка и дворец эпохи Ренессанса.
    Постройки Гауди никогда не рождались под счастливой звездой. Так обстояло дело и в данном случае: предложенная архитектором конструкция фундамента показалась местным строителям трудноисполнимой; потом вдруг возник дефицит опорных столбов. Когда Гауди завершал второй этаж, с которого должны были начинаться высокие угловые эркеры, специалисты в один голос заявили, что Дом Ботинеса (назван в честь отца заказчика - Хуана Хомса-и-Ботинеса) может обрушиться. Несмотря на это дружное кликушество, дом остается целехонек (сегодня в нем расположилась одна из сберегательных касс города).
    Гауди, впрочем, сам дал повод для всеобщих пересудов, поскольку предпочитал больше общаться с епископами, нежели с горожанами. Его отношение к Церкви в корне переменилось, особенно после долгого общения с епископом Грау в Асторге. Внешность франта сменилась обличьем аскета, борода и пышная грива волос заметно поубавились.
    Заказчики здания, братья Фернандес (существует второе его название Дом Фернандеса) были крайне заинтересованы в сдаче квартир на верхних этажах. Этим можно объяснить подчеркнуто функциональное решение каждого этажа, в том числе подвального с его складскими помещениями, и первого, отведенного под офисы. Стены нижних этажей не могут считаться опорными (предвестие конструктивных принципов зрелого Гауди). Архитектор, в сущности, отказывается от убранства фасадов и возводит здание строгого, почти спартанского облика. Подобно каменному монолиту, возвышается оно на центральной городской площади Сан-Марчело. В соответствии с собственным стилем тех лет Гауди вводит в конструкцию фасада неоготические элементы, но очень осторожно. Окна у него нередко трехчастные, тяготеющие вширь и закругленные сверху. Только угловые эркеры впечатляют готически заостренными шпилями, возвышающимися над кровлей. Здание это безусловно относится к триаде "готических" построек Гауди наряду с Епископским дворцом в Асторге и Школой св.Терезии. Над входным порталом Гауди поместил скульптурную группу св.Георгия с драконом, судьба которой чуть не была предрешена в 1950 году. Тогда кто-то распорядился демонтировать композицию, чему воспротивились жители города. Сегодня вряд ли кто захочет покуситься на то же самое и перечеркнуть память о знаменитом каталонском архитекторе.