|
Время от времени Гауди использовал свои обширные связи, чтобы
получать новые заказы. Очередной из них последовал из Леона еще до
отъезда архитектора из Асторги. В Леоне мастер выстроил два здания -
совсем немало для небольшого провинциального города. В конце XIX
века Леон насчитывал около шестнадцати тысяч жителей и не был
особенно примечателен историческими архитектурными памятниками. К
таковым здесь можно было отнести собор, возведенный в XIII-XV веках,
большой монастырь св.Марка и дворец эпохи Ренессанса.
Постройки Гауди никогда не рождались под счастливой звездой. Так
обстояло дело и в данном случае: предложенная архитектором
конструкция фундамента показалась местным строителям трудноисполнимой;
потом вдруг возник дефицит опорных столбов. Когда Гауди завершал
второй этаж, с которого должны были начинаться высокие угловые
эркеры, специалисты в один голос заявили, что Дом Ботинеса (назван
в честь отца заказчика - Хуана Хомса-и-Ботинеса) может обрушиться.
Несмотря на это дружное кликушество, дом остается целехонек
(сегодня в нем расположилась одна из сберегательных касс города).
Гауди, впрочем, сам дал повод для всеобщих пересудов, поскольку
предпочитал больше общаться с епископами, нежели с горожанами. Его
отношение к Церкви в корне переменилось, особенно после долгого
общения с епископом Грау в Асторге. Внешность франта сменилась
обличьем аскета, борода и пышная грива волос заметно поубавились.
Заказчики здания, братья Фернандес (существует второе его
название Дом Фернандеса) были крайне заинтересованы в сдаче квартир на
верхних этажах. Этим можно объяснить подчеркнуто функциональное
решение каждого этажа, в том числе подвального с его складскими
помещениями, и первого, отведенного под офисы. Стены нижних этажей
не могут считаться опорными (предвестие конструктивных принципов
зрелого Гауди). Архитектор, в сущности, отказывается от убранства
фасадов и возводит здание строгого, почти спартанского облика.
Подобно каменному монолиту, возвышается оно на центральной городской
площади Сан-Марчело. В соответствии с собственным стилем тех лет
Гауди вводит в конструкцию фасада неоготические элементы, но очень
осторожно. Окна у него нередко трехчастные, тяготеющие вширь и
закругленные сверху. Только угловые эркеры впечатляют готически
заостренными шпилями, возвышающимися над кровлей. Здание это
безусловно относится к триаде "готических" построек Гауди наряду с
Епископским дворцом в Асторге и Школой св.Терезии. Над входным
порталом Гауди поместил скульптурную группу св.Георгия с драконом,
судьба которой чуть не была предрешена в 1950 году. Тогда кто-то
распорядился демонтировать композицию, чему воспротивились жители
города. Сегодня вряд ли кто захочет покуситься на то же самое и
перечеркнуть память о знаменитом каталонском архитекторе.
|