moon far away logo
interviews


Данное интервью было опубликовано в gothic/metal 'zine 'RAVEN'. С любезного разрешения автора интервью (и редактора zine 'Raven') Тимофея мы публикуем это интервью. Если у вас есть желание получить это интервью в печатном виде - вы можете написать Тимофею по следующему адресу и приобрести соответствующий выпуск Raven zine.

214025, Смоленск-25, а/я 29,
Довгому Тимофею.

Будь у меня своя радиопрограмма, эфир избавил бы меня от одного неблагодарного, и, наверное, даже абсурдного по своей сути занятия. На радио все гораздо проще - включаешь музыку, и она говорит за себя сама, не нужно лишних слов и надуманных цветастых фраз. А пытаться передать музыку словами на бумаге так же бессмысленно, как описывать аромат диковинных цветов, показывая их по телевизору. Глазам не дано почувствовать запахи, слова бессильны передать звуки. Что же остается издателю фэнзина? Только сделать то, что в его силах - представить человека, создавшего эту музыку; даже одно это порой может сказать о многом.
На страницах Raven Count Ash, архангельская группа MOON FAR AWAY. Если в словах Ash'а вы услышите музыку его группы, а между строк прочтете больше, чем напечатано на самом деле, значит в чем-то все-таки есть смысл в этой жизни. "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?"...

MOON FAR AWAY - это намного больше, чем просто "музыкальная группа" в обычном понимании зтих слов? То есть это все же группа музыкантов, или прежде всего духовное единство трех человек, как ты сам его когда-то назвал?


"Не хочу создавать вокруг MOON FAR AWAY некий миф, мистический ореол, но действительно, трудно назвать MFA просто группой, band'ом в нормальном смысле слова. Мы очень близки в жизни, и интересны друг другу как люди, не только как музыканты. Наш подход к творчеству таков, что регулярные репетиции, например, у нас отсутствуют, мы можем подолгу вообще не общаться, но связь какая-то между нами все равно остается".

Подразумевает ли эта связь (или, опять же, духовное единство) полную невозможность продолжения творчества группы в условиях отсутствия хотя бы одного из ее участников? То есть MOON FAR AWAY это MOON FAR AWAY только пока вы вместе, и с уходом одного исчезнет и группа?

"Полную невозможность? Нет, конечно. Мы не связаны между собой какими-то обязательствами, и поэтому каждый в любой момент оставить это дело и заняться любым другим, это нормально, и я вполне допускаю такую возможность. Мне трудно сейчас предположить, что будет с MOON FAR AWAY, если кто-то из нас решит отойти от этого, как-то меня это сейчас не волнует, но думаю, что та форма, в которой проект существует в настоящее время - самая оптимальная для выражения индивидуальности и творческих амбиций каждого из нас".

Приходилось ли тебе за время андэграундной переписки встречать такие (тупейшие, на мой взгляд) высказывания, что группам, исполняющим музыку, подобную вашей, нечего делать в андэграунде? Pure metal, true evil, ля-ля-ля...

"Признаюсь, я отвожу не так много времени "андэграундной переписке", поэтому, может быть, мне и не встречались подобные лозунги; напротив - обычно пишут люди заинтересованные и доброжелательные, чем я даже удивлен, так как наша переписка - явление изначально связанное с "тяжелой" музыкой. В принципе, наверное, если такие высказывания и появятся, я отнесусь к этому так же спокойно, как если бы идеологией нашего "андэграунда" стала бы вдруг религия древних ацтеков".

Связывает ли вас что-нибудь с традиционным "металлом" ?

"Напрямую нет. Хотя, как нормальные люди, мы, естественно, переслушали массу всякой музыки, и я думаю, даже в металле мы знакомы почти со всеми мало-мальски интересными явлениями. Не могу сказать, что я сам - поклонник тяжелой музыки, но кое-что мне нравится, благо есть люди, которые снабжают меня различными новейшими изысками в этой области".

Банальный до безобразия вопрос, но, тем не менне, интересно, как появилось такое поэтическое название вашей группы?

"Само название появилось гораздо раньше первых записей, как некая идея или символ; примерно в то же время появился и рисунок двух ночных цветков - теперь это что-то типа герба MFA. Я согласен с тем, что акт наименования чего-то только что возникшего или открытого - будь то песня, группа, остров или ребенок - акт очень мистический; имя во многом определяет будущую сущность - характер и судьбу, поэтому все это очень серьезно.
"Я не думаю, что название MOON FAR AWAY -- это результат логического поиска подходящего названия для проекта, изначально ориентированного на эзотерический путь в искусстве, хотя сейчас это Имя идеально подходит для нашей музыки, и я не могу представить, что могло быть как-то иначе. А тогда оно просто появилось и всё, мы предпочитаем не переводить его как ЛУНА ДАЛЕКО, так как при этом многое теряется; любые знаковые системы - алфавиты в том числе - всегда индивидуальны, и от перевода теряется часть смысла, магической энергии. Насчет семантики самого названия: это все-таки поэтический образ, мне кажется нет смысла объяснять его на этом уровне.
"Вообще, отвечая на вопрос о названии группы, любой музыкант рискует болтать целый час, и так ничего и не объяснить, так что, пожалуй, это действительно самый бессмысленный вопрос, хотя и нужный - как деталь мундира...
"Единственное, что могу добавить насчет нашего названия: когда я увидел фильм Arizona Dream великого югослава Эмира Кустурицы, я понял еще раз, что MOON FAR AWAY - очень удачное имя".

В состав MFA входит фотограф, как это отразится на оформлении будущих работ вашей группы?

"Я думаю, что Heleg и в будущем будет причастен к оформлению каких-то релизов MOON FAR AWAY, в последнее время он увлекся компьютерной графикой - может, из этого тоже что-нибудь выйдет в свое время. А пока он сделал полностью весь фото-материал для нашего CD (снимки камней, привезенных мной из разных путешествий)".

Ну что ж, самое время рассказать подробнее об этом альбоме...

"CD выпущен московской ассоциацией Экзотика, и называется Lado World. В этом компакте сосредоточено все лучшее, что MOON FAR AWAY смогли создать за всё время своего существования, и в принципе можно сказать, что он завершает определенный этап нашего творчества. В формальном плане CD содержит слегка ремикшированное первое демо плюс четыре новые вещи (включая по-новому записанную Noch Einmal), которые на сегодняшний день уже выпущены как демо PRA на Eveigheten Prod., но, по сути, являются лишь дополнением к концепции CD.
"Основная идея альбома начальная, глубинная связанность философских языческих учений самых различных этносов и народов, переплетенных нитями, идущими из единого Первоисточника. Славянское божество Ладо для нас символизирует гармонию, равновесие и переплетение неких компонентов, составляющих единый универсум, говорящих каждый на своём языке, но об одном и том же, по сути. В альбоме эта идея особенно ярко выражена в композиции Septem Nomina, в которой использован эзотерический гимн одного из римских поэтов начала нашей эры.
"Дистрибьюция CD ведется во многих европейских странах, - в основном по каналам Экзотики, - и мы надеемся со временем войти в систему World Serpent".

Мне трудно даже представить себе, как это - впервые держать в руках компакт-диск со своей собственной музыкой... Наверное, интересно? Толкает на дальнейшие свершения, или наоборот, создает ощущение какой-то внутренней пустоты, приходящей с исполнением давней мечты?

"Н-да, это довольно интересное и приятное ощущение. Чистая мужская радость от осуществления чего-то, что сам вызвал к существованию и на что потратил два года жизни; видимо, это сродни отцовской гордости.
"Ощущение пустоты? Да нет, пожалуй - скорее чувство завершённости трудного пути, кратковременный отдых перед дальнейшей дорогой".

Ты не боишься создать такой альбом, который может стать пиком твоего творчества, и ты уже сам поймёшь, что лучшего тебе не сделать? Нет ли у тебя так ой "боязни совершенства" или всеё же вера в собственные силы сильнее?

"Пока это не актуально для меня. Конкретно этот альбом я не считаю всем, на что способен наш проект; да, CD неплох, - главное то, что он очень целостный буквально во всем - в минусах и плюсах, этакая "вещь в себе", но я уже сейчас вижу перед собой чёткие очертания новых вершин, новых ступеней. Единственное, что пугает иногда - это сам путь, сам процесс, и это не столько сомнение в собстственных силах, сколько боязнь замахнуться на что-то такое, чего просто физически не в силах будешь завершить достойно. Но, - intentio tua grata et accepta est Creatori, sed opera tua non sunt accepta. Не бойся совершенствования и "не бойся Совершенства, тебе оно не грозит!".

Искусство можно условно разделить на "массовое" и "эзотеричное". Ваша музыка, несомненно, относится ко второй категории, но нет ли у вас желания перейти к первой, донести свою музыку, и ее посредством свои мысли до более широких масс?

"Я условно делю музыку по цели, которую имеют люди, занимающиеся ею, на три категории: коммерческая - то есть изначально направленная на зарабатывание денег; так называемая "музыка настроения", которая просто приносит радость ее создателям - то есть сам процесс, как самоцель; сюда относится также этническая музыка и "чистое искусство". При удачном стечении обстоятельств такая музыка тоже может неплохо продаваться. И третья категория - то, что ты назвал эзотеричным искусством - музыка, которая является для ее создателей духовной целью, она направлена на самопознание и приобщение к высшим гармониям. Если группа, скажем принадлежит к третьей категории, и при этом ее альбомы неплохо продаются, как это обстоит с теми же Dead Can Dance или Death in June, это не значит, что эти люди пошли на какой-то определенный компромисс с самими собой - они просто в своем деле достигли действительно многого, это стало интересно людям с определенными интеллектуальными и духовными запросами во всем мире, и как результат - относительный коммерческий успех. Я говорю "относительный", так как продажа их дисков даже при идеальной дистрибьюции никогда не достигнет размеров продаж обычной "легкой" музыки. Так что если музыка MOON FAR AWAY станет более качественной и, как результат, будет иметь более широкое распространение - в этом ничего плохого я не вижу. (Под качеством я не имею ввиду, конечно, ритм в 120 ударов в минуту и тексты про трепетную девичью любовь)".

Смог бы ты написать музыку "на заказ" ? Другими словами, кто-то посторонний, или пусть даже близкий тебе человек, попытался бы объяснить тебе свое состояние, и попросил трансформировать его (то есть чужие для тебя) чувства в музыку. Могло бы из этого получиться что-нибудь стоящее?

"Нет, конечно. Творческий процесс не идет рациональными путями, - не думаю, что можно вообще трансформировать какую-либо эмоционально не окрашенную, лишь логически оформленную идею в живое, чувственное воплощение. Хотя, повторяю, все, что связано с самим творческим процессом и таким избитым словечком, как "вдохновение" - для меня глубокая тайна".

Как ты думаешь, может ли понастоящему творческая личность оставаться в глазах окружающих нормальным (конечно, с точки зрения толпы) человеком? Мне кажется, что любой творческий процесс требует даже если и не полного, то довольно ощутимого погружения в себя и отключения от внешнего мира, но может быть я не прав?

"Любое серьезное творчество является Служением - Богу в широком смысле, или какой-нибудь идее, его замещающей, и, таким образом, стремлением к идеалу. При этом ослабляются "горизонтальные" отношения (с окружающим обществом), и усиливаются "вертикальные", если так можно выразиться. Естественно, что человек, занимающийся творчеством, теряет связь с окружающей реальностью - на более или менее короткий срок. Что касается "нормальности" подобного поведения, то ее оспаривает только та самая толпа, которая сама ничего создать неспособна".

Ты действительно считаешь, что меланхолия и депрессия пагубны для творческого человека? В таком случае я буду вынужден с тобой не согласиться. Для меня это чуть ли не единственные настроения, в которых я могу что-то написать, что-то сделать. Они обостряют чувства и только способствуют какому-то творчеству, тогда как хорошее настроение, радость и веселье может быть и более естественны для человека (опять же, не всякого), но они совершенно не креативны. Они подталкивают к тому, чтобы радоваться жизни, и пытаться взять от нее что-то, все те же приземленные "радости жизни", но для творческого человека именно они и являются пагубными, расслабляющими. Просто для примера обрати внимание, насколько более возвышенны произведения любого жанра, основанные именно на несчастной любви, а не на счастливой... Да я в жизни не поверю, что музыка MOON FAR AWAY создавалась в радужном настроении...

"Начнем с того, что все люди очень разные, и не стоит поэтому замахиваться на выведение какихто общих законов креативности. Не буду с тобой спорить, но готов привести тысячу примеров, когда хандра и разлитие "черной желчи" приводили творческих и очень талантливых людей к полнейшему нежеланию и неспособности поэтому что-то сотворить. "Что касается меня самого, то ни о каком обострении восприятия и прочих подобных вещей в такие периоды не может быть и речи. Умирает элементарное желание вообще что-то делать; такие моменты -- моменты дисгармонии мира внутреннего и окружающего внешнего; мне же для нормального творчества необходимо состояние внутреннего света и покоя, это можно, наверное, назвать созерцанием, в более буддистском смысле этого слова. Не знаю, такие вещи трудно объяснить. Я ценю подобные мрачные состояния только за моменты перехода к нормальному существованию, они очень энергетически емкие и почти всегда влекут за собой сильные творческие импульсы... "Вообще, мне очень нравится одно стихотворение на эту тему, его написала и посвятила Фридриху Ницше Лу Саломэ, русская девушка, его очень близкий друг; вот отрывок из этого произведения, -- оно называется К меланхолии, и является текстом к одной из наших песен:

Здорово. Позволь и мне продолжить, вернее закончить этот разговор стихами и глобальным вопросом: Хотел бы ты жить вечно? В одной из песен Бутусова есть довольно интересные строки: "Пусть никто никогда не полюбит его, Пусть он никогда не умрет", это ли не самое страшное проклятие?

"Ха, "готическое" интервью заканчивается цитатой из НП! Забавный вопрос... Ты знаешь, насколько я себя помню, у меня никогда не было иллюзии возможности вечного существования в этой, физической оболочке. Я всегда ощущал конечность человеческой жизни и этого мира вообще. Поэтому я действительно не знаю, как ответить на этот твой вопрос, и ставлю в конце этого разговора три "многозначительные" точки...".


Тимофей , (c) Raven zine, 1997 г.


(c) 1998 Russian Gothic Project



..