MOON FAR AWAY:
Соловецкое заклятие
К: Как я понял, на вашу музыку имеет большое влияние природа, различные мистические места, в частности, Соловецкие острова. Я несколько лет назад был там - и это действительно незабываемые впечатления, но все же, почему именно Соловки?
- Это место находится недалеко от Архангельска. Так получилось, что в первый раз я был там как обычный турист, но это суррогатный способ познания мира. После этого я несколько раз жил там как один, так и с Heleg'ом. Это место очаровывает, там абсолютно уникальная атмосфера и природа, но все это невозможно просто так описать. Я думаю, ты понимаешь, о чем я (воистину так - АК). Кстати, коснулось ли тебя "Соловецкое заклятие" - то, что каждый, побывавший там, мечтает вернуться?
RP: Ты говоришь, что любишь уезжать туда один (здесь я не обязательно подразумеваю Соловки). Что дает тебе это отречение? Каждому индивидууму такие путешествия во внутрь себя, прежде всего (как мне кажется) дают что-то свое - неповторимое. Согласишься ли, что это именно путешествие во внутрь себя прежде. Все окружающее всего лишь благоприятная оболочка, обостряющая мысли.
- Трудно
отвечать на подобные вопросы, не впадая в
дешевый пафос… как-то все-таки громко
звучит это "отречение", "путешествие
внутрь", - даже если так оно и есть, но
обличенные в слове данные понятия
становятся лишь фразами. Вообще, мне
кажется, тяга к путешествиям - русская
национальная черта: за всеми этими ходоками,
"каликами перехожими" стоит очень
четкое желание самореализации, познания
мира и себя в нем, не так ли? Причем, именно
пешие путешествия очень сакрализованы на
Руси. Что касается моих пребываний на
Соловках - все-таки, наверное, это тяга к
более "реальному" бытию, когда каждый
день перед тобой стоит проблема
собственного существования на фоне
достаточно суровой окружающей
действительности. Современный человек
вообще слишком много думает (интересная
мысль - RP.), на мой взгляд.
А в подобных местах открываются некие
внерассудочные каналы восприятия, - ты
просто живешь и чувствуешь, как бытие
буквально льется сквозь тебя, наполняет
какой-то чудной полнотой ощущений и
переживаний.
AK: Действительно
это можно назвать заклятием, т.к. своими
мыслями я часто возвращаюсь туда. Побывав
там, я оставил там часть своей души...
Ash, некоторые называют вас язычниками, как
ты к этому относишься, твои комментарии.
- Вряд
ли нас так можно назвать. Вообще, все модные
спекуляции - это ужасно. Язычество - этап
духовной истории, как Земли, так и каждого
этноса в отдельности, который наложил свой
отпечаток на любого отдельного человека. В
каждом таятся архетипы этого сознания. Их
невозможно "забыть", т.к. это часть
понятия "человек" вообще. Но сейчас
слишком многие пытаются искусственно "вспомнить".
Язычество - это мировоззрение, очень
целостное, с массой связанных между собой
элементов. Не думаю, что можно быть без
внутреннего противоречия современным
человеком, учившим в школе физику и ездящим
на автобусе, грубо говоря, а "для души"
быть немного язычником. Видимо, это во
многом - образ жизни и путь индивидуального
познания.
Я думаю, можно быть язычником в полной мере,
честно, лишь уйдя от современной
цивилизации, живя в глухом лесу или
островах Океании, например, но никак не в
Москве или Лондоне. Но в своей музыке мы
много экспериментируем с различными
этническими звуками и ритуальными ритмами,
по этому MOON FAR AWAY часто называют "языческим"
коллективом. И я думаю, что нам
действительно удается синтезировать
различные музыкальные традиции и
передавать этот дух.
RP: Давай
определяться. Ты говоришь, что вас нельзя
назвать язычниками, но не отрицаешь некоей
привязанности к языческим же эпосам и
экспериментам музыкального плана. Конечно,
невозможно быть или стать язычником сейчас.
Все это будет банально в какой-то мере, но...
языческое мировоззрение - не решение ли
этой проблемы? Чего бы мы там в школе не
изучали, все это в такой же мере
относительно как и само язычество, как
некая вещь, имеющая религиозный окрас.
Я считаю, что не обязательно быть, главное
жить, думать и верить в свои силы.
- "Давай
определяться"? А зачем? Я не чувствую
какой-то внутренней необходимости "открыть"
себя к какой-то точно формализованной
жизненной платформе. Возможно, когда-то это
и придет, но сейчас мне абсолютно комфортно
не предпочитать одно в убыток другому, не
ограничивать свое восприятие
действительности с помощью набора догм и
стереотипов.
Вот мне
действительно кажется, что язычником в наше
время стать невозможно, - но с другой
стороны, я знаю людей, которых я уважаю,
кстати, - которые так себя называют.
Возможно. Просто есть вещи, которых я не
понимаю - или пока не понимаю. Такую
возможность я вполне допускаю, так что все в
порядке.
АК: Я знаю, что вы имеете контакт с бельгийцами HYBRYDS, которые сделали вещь, под названием "Moon far Away", взяв за основу тему одной из ваших композиций. Расскажи об этом подробнее.
- HYBRYDS очень интересная и известная в Европе группа, они работают на стыке ethnic/ritual/ambient. Мы знакомы больше двух лет, в свое время они оказали MFA большую поддержку.АК: Я слышал, что вы сотрудничаете с языческим театром. Что это за театр и в чем заключается это сотрудничество?
- Да,
это так. Я и Anea принимаем участие в
деятельности театра "Словутница", но
уточню - это не чисто языческий коллектив, а
скорее фольклорный; мы восстанавливаем и
воспроизводим в своих выступлениях
различные ритуалы и праздники поморских
крестьян. Все это основывается на серьезных
этнографических исследованиях, в т.ч. и
экспедициях.
В будущем, я думаю, мы сделаем альбом,
частично на материале, собранном совместно
со "Славутицей".
RP: Расскажи, пожалуйста, подробнее о вашей работе с театром "Словутница". В чем она заключается? Каковы идеи? Что за исследования и экспедиции? Серьезно, очень интересно.
- Этот
коллектив существует с 92-го года. Мы с Anea
участвуем в его деятельности уже около
четырех лет. Цель данного театра -
реставрация старинных поморских традиций и
обрядов, включая праздники годового круга,
костюмы, музыкальные инструменты и конечно
песни и танцы. Почти каждый праздник
ставится в музее древнего зодчества под
открытым небом Малые Карелы, а так же на
других площадках. Экспедиции обычно летом,
я лично собирал фольклор в верховьях Онеги -
занятие очень увлекательное, кстати.
А вообще мы с Anea выступаем с театром
достаточно часто, ездим на фестивали и т.д.
RP: Вот еще что интересно. Я разговаривал с людьми, которые ходят в экспедиции по Кольскому полуострову. Они рассказывали, что в некоторых местах просто чувствуется некая мистическая аура от которой (всегда по разному) становится то страшно. то наоборот очень легко и торжественно. Случалось ли подобное с вами, т.е. испытывали ли вы что-либо подобное?
- Да,
это реальные вещи. Говорить о них не буду, т.к.
это как охотничьи байки - слышали все, но что
бы в это поверить, нужно с этим столкнуться.
Но действительно, в подобных местах
твориться масса всего непонятного.
АК: Вас не интересуют живые выступления. Как ты можешь объяснить это?
- Мне не нравится атмосфера концерта, серьезная музыка воспринимается в одиночестве и при хорошем звучании.
АК: Можешь ли выделить достойные команды нашей сцены и вообще твое мнение о нашем, т.н., "андерграунде"?
Говоря о нашей сцене, ты, видимо, имеешь в виду "тяжелые" команды, - меня эта музыка не очень интересует. Нравятся ярославские TANQUAM, они наши большие друзья. Я горд тем, что могу сказать это, т.к. их музыка великолепна. Очень хороши OLE LUKKOE, также понравилось последнее демо CANONIS, но, в общем, в России мало групп, близких по духу MFA, видимо, готика слишком уж чужда русскому сознанию.
АК: Ха, судя по вашему подходу к делу, можно провести параллели между MFA и Thy REPENTANCE (гиги = 0, Соловки = Урал). Что скажешь?
- Да,
возможно в этом мы и похожи. Концертная
деятельность для меня связана с
невообразимой суетой, ничем не оправданной.
Что касается источника вдохновения, для нас
это далеко не только Соловки, музыка для нас
- больше культурологический эксперимент.
Соловки - это реализация архетипа "дома".
У каждого человека он [архетип] свой. А у нас
он выражен вот таким образом. Кстати, на
нашей странице в сети Интернет (www.gothic.ru/MFA)
есть раздел, который называется "Соловецкие
острова глазами MFA". Он состоит из наших с
Helеg'ом фотографий и пояснений к ним. Там все
гораздо лучше разъяснено.
А на Урале я не был, к сожалению...
АК: Как я понял, ты считаешь, что в России мало банд, близких вам по духу. Чем ты объясняешь это?
- Мне кажется, русские люди, в основной своей массе, склонны к более прямолинейной музыке и искусству вообще.
АК: Вы делаете отличную музыку и называете ее готик, но в моем понимании "готик" - это SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, SIOUXIE & TНЕ BANSHEES и т.д. и т.п. Твои комментарии.
- Вышеназванные группы занимают в современной классификации место лишь одного из ответвлений жанра и относятся к goth-rock'у. Готика же вообще включает в себя массу течений, иногда очень отличных друг от друга. Термин "готик" является как бы общим знаменателем таких стилей, как dark wave, medieval, etherial, apocalyptic folk и т.д. И кстати, звучание тех групп, которых ты назвал, уже не является определяющим для жанра, хотя гитарная готика и сейчас радует массой интересных групп - ROSETTA STONE, FAITH AND THE MUSE. В общем, видимо, у тебя несколько "металлерское" понимание этого течения (или у тебя слишком "электрическое" - АК).
RP: С другой стороны ты подчеркиваешь ваше отношение к готической культуре. Конечно, ты можешь сказать, что, мол, это наша - журналистская забота с определением стилей и т.д. Я не стал бы Вас относить ни к той, ни к другой направленности. (просто для меня, как и для Сани Готика - это прежде всего Готический рок) MFN нечто более интересное и эзотеричное! Музыка Индивидуума или что-то в этом роде.
- Вообще
я уже отвечал на подобный вопрос Александру,
повторюсь, под словом "готика" я
подразумеваю особый подход к музыке, своего
рода творческий оккультизм. А готик-рок -
лишь вершина айсберга, некая часть (причем
наименее серьезная) всей готик-субкультуры.
Вообще, готик-рок во многом дискредитирован
группами типа: PARADISE LOST и THEATRE OF TRAGEDY, которые
сейчас всячески подчеркивают свою
принадлежность к готам. Так что trend и сюда
добрался и активно эксплуатирует все
внешние признаки данной субкультуры. А
поскольку такие группы отлично раскручены -
они, о ужас (!) внезапно оказались лицом всей
готики вообще.
Что касается MOON FAR AWAY , я действительно
ощущаю нас gothic-проектом изначально, а потом
уже все другие напластования.
RP: Или словно название компании, выпустившей ваш первый CD - Экзотика. Каковы у Вас сейчас отношения с данным лэйблом? У меня сложилось впечатление, что данная контора уже не существует? Так ли это. Дело в том, что я пытался заказать у них ваш CD, но ни на мой факс, ни на e-mail, они так и не ответили...
- Нет, "Экзотика" активно функционирует и выпускает все новые диски, в основном, правда, более авангардно-электронной направленности, но это всегда очень качественная и интересная музыка. Из последних релизов "Экзотики" могу порекомендовать проект ВОЛГА - аутентичный русский фолк на жесткой acid основе, а так же сборник "Расскажи Чайковскому новости" - в числе прочих, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ROMOWE RIKOITO и новая вещь MOON FAR AWAY. На "Экзотике" наконец появился постоянный e-mail: exotica@roust.co.ru. По этому адресу любой их релиз (в том числе и MFA) можно заказать без проблем.
АК: Один из ваших трэков вышел на "Dark Age" compilation, где были так же представлены такие известные команды как ILDFROST, ARCANA, OBSCURA и HAGALAZ RUNEDANCE. Каким ветром вас туда занесло?
- Мы связались с людьми из Arborlon Music после выходя I и II-й частей их компиляций. Концепция этих CD's показалась мне близкой и я знал, что готовится III-я часть трилогии. Мы отослали им эксклюзивный трэк, и он пришелся им по вкусу. Вот и все. Также есть интервью в их же журнале "Black". Это культовое издание, посвященное goth/post-industrial сцене в таком культурологическом контексте. У него, кстати, довольно приличный тираж - 5000 экз. Правда, дело осложняется немецким языком, так что в России его стоит заказывать лишь самым ярым поклонникам языка Новалиса и Шпенглера.
RP: Как любая электронная группа вы, наверное, не любите говорить о готовности своих новых вещей и о сроках реализации новых альбомов. Я не знаю почему, но я заметил такую вещь у электронщиков, надеюсь, вы исключение и ты расскажешь нам о новых проектах.
- Мы
не электронщики, поэтому вполне могу
сообщить, что в сентябре завершен новый
альбом MOON FAR AWAY "Sator" и, возможно, к
выходу твоего номера, он выйдет в свет, но
точных сроков, все-таки, сказать не могу,
ровно,
как и имя лэйбла.
Уже ведется работа над новым проектом, и это,
видимо, будет программа на материале "Славутницы".
Облаченном в свойственные MFA музыкальные
формы.
RP: Продвигаются ли ваши дела на западе? Есть ли реальные шансы записать и выпустить новый альбом именно где-то "там" и нужно ли это Вам лично?
- Интерес западных фирм вылился в участие MFA в нескольких CD-сборниках. Так что, видимо, наша активность на этом фронте будет усиливаться. Конечно, лучше выпускать и распространять нашу музыку на ее "исторической родине" (Я имею в виду, прежде всего Европу, конечно).
RP: Что-то добавишь? Думаю, а точнее знаю, что читатели моего (отнюдь не только готического, но и металлического журнала) не делают разницы между MFN и своими метал любимцами. Я знаю, что им нравится та "экзотика", что делают MFА. Пару слов им.
- Я знаю, что действительно музыка MOON FAR AWAY находит отклик и среди фэнов "тяжести", и это мне нравится. Думаю, музыка - такая субстанция, которая растворена в мире и присутствует во многих вещах - в шуме ветра, голосе человека, шуме падающих камней и т.д. и, кстати, не обязательно в том. Что обычно называют "музыкой". Я могу только пожелать всем слышать настоящую музыку - не важно, в каком звучании это выражается - в метал, готик, этно и т.д. В любом случае, музыка либо есть, либо ее нет, и присутствует лишь набор звуков и шумов... Удачи!
А.Кузнецов (осень
1999)
R.Possessed (зима 1999)
(c) 1998-2002 Russian Gothic Project