Луна где-то рядом. газета «Беломор-Буги»,
сентябрь 2003 года Архангельская готическая
группа MOON FAR AWAY существует вот уже почти 7 лет. Как ни заглянешь в
музыкальные издания, ее все «культовой» да «культовой» величают. Знают в Москве
и Калининграде, Питере и … Записи группы распространяются известными зарубежными
компаниями, трэки соседствуют на сборниках с именитыми исполнителями мировой
dark-сцены. Вот наконец-то и в Архангельске о группе узнали в кругах не столь
узких. На последней церемонии награждения заслуженных деятелей архангельского
рока «Золотой Архип» MOON FAR AWAY получили статуэтку “за лучшее шоу года”. – Тебя не настораживает
формулировка “лучшее шоу”? Попахивает индустрией развлечений… – Нет, меня вообще не так уж
много чего раздражает в жизни. По-моему, именно по отношению к MFA такой приз
достаточно забавно выглядит – хотя бы потому, что к року мы имеем отношение едва
ли не меньшее, чем к любой другой музыкальной культуре. – MOON FAR AWAY называют
культовой группой, а в родном городе вас немногие знают, тут нет противоречия? – Культ не значит
популярность, надписи на заборах и постоянный треп в эфире. Алла Пугачева,
например, никогда не станет культовой певицей, в поп-музыке это вообще вряд ли
возможно. Культ, скорее, – это определенный вес в узких кругах, среди тех, кто
слушает и понимает твою музыку. Мы же делаем эзотерическую музыку. – Тайна, которая окружает
MOON FAR AWAY, не случайна? Все, что о вас известно, это то, что у вас 2
альбома, что с недавних пор вы перестали быть только студийной группой и начали
концертировать и что вас в группе двое… – MFA всегда была группой, в
которой все важное оставалось за гранью внешних событий. Знают, что MOON FAR
AWAY – это мы, конкретные люди, только личные знакомые, на концертах, на дисках
мы в масках. – ??? – Как много вопросительных
знаков… За маской стоит обширнейший культурологический контекст. К тому же
необходима все-таки дистанция между творцом и аудиторией, потому что на сцене
стоит не обычный человек, который пьет, спит и какает, - артист на сцене в
идеале есть проводник чего-то высшего. Исполнитель выше зрителей, слушателей,
это тоже форма власти, которую ему дают сами люди. То есть он абстрагируется от
толпы, а потом снимает маску – и растворяется в толпе, никем не узнанный. Знаешь
историю про халифа Гарун Аль Рашида, который по вечерам одевался нищим бродил по
Багдаду, получая таким образом огромное удовольствие, отдых от бремени власти и
слишком серьезного отношения к своей особе? Один очень хороший мой знакомый
после концерта сказал, что он никак не ассоциировал человека на сцене со своим
знакомым Алексеем Шептуновым, это как раз то, чего мы добивались. К тому же
маска защищает от узнавания, от того, чтоб лишний раз льстить своему самолюбию
– вещей, которые способны просто загубить творческие ростки. – Ты как-то оцениваешь,
удачный был концерт или нет? – По внутреннему состоянию на
сцене. Если удается полностью раскрыться, максимально высвободить энергетический
поток – тогда даже лажа в игре не имеет никакого значения. – Если бы были все
возможности, каким бы ты сделал свой концерт? – Во-первых, нужно суметь
лучшим образом совместить соответствующее время и место. Какие-нибудь развалины
или заброшенный амфитеатр, совершенно не предназначенный для концерта.
Естественно, это было бы не на Севере. Надо много огня, я люблю огонь. Не
обязательно фейерверки, можно горящие в ночи факелы. Много можно чего придумать. – Чему в искусстве близка твоя
музыка? – Ритуальным действиям и
подлинному фольклору, глубинному театру, немецкому романтизму и литературе
постмодерна, картинам Босха, Блейка и Чюрлениса. Изначальная ритуальность
искусства, ритуал не само искусство, а то, что происходит в ответ на него в
душах людей. Александра МОЧАЛОВА
Над нами и в нас.
Uber uns und in uns…
(c) 1998-2003 Russian Gothic Project