|
|
Человек, который
позволяет себе грубое обращение с животными, и не терпит
грубости к людям, вовсе не человек. Он – приторно-сладкое
желе, расползающееся по щекам толстого капризного ребенка. Я
много раз видел, как люди растекались в
отвратительно-добродетельной улыбке и превращались в сахарный
раствор бледно-желтого оттенка. Что с ними потом случалось
никто не знает. Хотя, я и не интересовался. Как обычно,
первые слова шепотом. Потому что потом вообще ничего не будет
слышно. Ну? И о чем ты говоришь? - Что с этим-то
делать? И с размаху бьешь деревянной рукой по ведру. Я
не знаю ни тебя, ни этого – с ведром на голове. Что-то
припоминаю, но остановить разогнанное сознание не могу. Пустые
кадры заслоняют ощущение знакомства. Как и что вы здесь
делаете? И почему в таком виде? Меня это уже не касается. А на
самом деле все как обычно не так. По-другому. Именно то, чем
здесь занимаются, и главное на данный момент. Я ошибаюсь, а ты
снова с силой ударяешь по ведру. - Какова черта он тут
делает? - Этот? - Я внимательно осматриваю сидящего на полу
человека. Лица не видно: его закрывает ведро. В общем-то,
вообще ничего не видно. Просто сидящий на полу человек. И
ничего больше. Все? В который раз ты с размаху бьешь по его
ведру. Почему по «его ведру»? Наверное, потому что сейчас мы
отождествляем его голову с ведром, в которое оно, надеюсь,
помещено. Шутка, в каком-то смысле? А может быть, у него и нет
головы. Разноцветный цирковой клоун откусил ее за несколько
секунд до моего появления. Откусил и прикрыл отсутствующие
части тела ведром. Достаточно просто, чтобы показаться
шуткой. Я опять слышу дребезжание ведра. Оборачиваюсь и
вижу, как ты потираешь отбитую руку. Почему-то с
удовольствием. Или с удовлетворением. Сейчас это не важно,
ведь дело совершенно не в этом. - А в чем? – спрашиваешь ты
и протягиваешь мне второе ведро. Неважно где ты его взял.
Меня это не интересует. Но по твоему взгляду я понимаю, ты
хочешь, ты требуешь, чтобы я надел его себе на голову.
Возможно, даже сел в таком виде рядом с этим человеком. -
Так в чем же дело? – не унимаешься ты, все настойчивее
протягивая ведро. - А ни в чем, - говорю я, беру из твоих
рук ведро и надеваю его на голову человека поверх уже
надетого. Ты разочарованно отворачиваешься, засовываешь
руки в карманы. - Что ты хочешь этим сказать? - Что ты
хочешь этим сказать? Мы произносим слова одновременно и в
упор смотрим друг на друга (ты уже успел повернуться). -
Как обычно… - Начинаешь ты, не выдерживая и отводя взгляд в
сторону. Я не успеваю спросить «что – как обычно?», а ты
перебиваешь меня, заканчивая, - первые слова шепотом? Как
обычно, первые слова шепотом? А как их еще произносить? Первый
раз за сегодня я улыбаюсь. Ты снимаешь оба ведра с головы
сидящего, и я уже готов увидеть его лицо. Но – фокус? Лица
нет. Поначалу, даже непонятно, почему. Это матрешка и вместо
головы у нее ведра. Снимая их, ты освобождаешь дополнительную
часть ее тела – ведро поменьше. Сплошные ведра разных
размеров. Нет мыслей, нет эмоций, нет восхищения. Нет предела.
Нет предела вложенным друг в друга ведрам. Пожалуйста, плюньте
именно сюда. - Может быть, куда-нибудь его засунуть? – и
вопросительно смотришь на меня. - Кого – его? - Ведро, -
отвечаешь ты и, держа вложенные одно в другое ведра за ручки,
размахиваешься и бьешь ими по оставшемуся на человеке
маленькому ведру. Наверно, уже хватит. Я имею в виду - на
сегодня. Твоя своеобразная манера общения производит все
больше шума. Разве не так? - Где твоя деревянная рука? –
спрашиваю я. - Что? – Не понимаешь ты. - Что ты имеешь в
виду? - Деревянная рука. Где она сейчас? И смотрю
непосредственно в твои глаза. Не в переносицу, не в лоб – в
глаза. В оба глаза одновременно и непосредственно. Убойный
взгляд, так тобой и незамеченный. Достаточно обидно, чтобы
показаться правдой. - Деревянная рука? – Ты растерянно
качаешь ведра, отводишь взгляд и теперь смотришь на пол. –
Которой я вначале бил по ведру? Я киваю. - Та, что
весела справа? Покрашенная в зеленый цвет? Я снова киваю.
Мои любимые животные движения, когда итак ничего не понятно и
слова только путают. Я беру и просто киваю независимо от твоих
слов и движений. Как у меня это получается? Все объяснения
чудовищно невразумительны. А что, собственно, вы от меня
хотите. Кивайте, дураки, просто кивайте. - Так это не моя
рука? – спрашиваешь ты, свободной рукой задирая рукав. - Не
твоя рука, - проговариваю я: медленно и по слогам. – Но что с
ней случилось? Где она сейчас? Чем занимается? - Не знаю. –
Тяжело вздыхаешь. - Может быть, у него? В смысле, рука – у
него. – И поворачиваешься к сидящему на полу. Я вижу, как
ты готовишься снова ударить его, но останавливаю тебя,
произнося нужные слова: - Разумеется. Сейчас мы его
осмотрим. Мы подходим к человеку вплотную. Ты уже
собираешься взять его за руку, когда я пресекаю твое движение
и отталкиваю назад. Ты падаешь, роняя ведра. Гремя, они
некоторое время катаются по полу, но потом останавливаются и
больше уже не двигаются. А я все смотрю на них и не могу
оторваться. Что делать в такой ситуации. Кивайте, дураки,
просто кивайте. - В чем дело? – спрашиваешь ты, смотря на
меня снизу вверх. - Тебе не кажется, что это нужно спросить
у тебя. – И через двухсекундную паузу. - В чем дело? Ты
поднимаешь ведра, ставишь их дном вниз. Одно рядом с другим.
Какого черта ты тянешь? - Да, ты прав, - а ведра стоят, как
ни в чем не бывало, как будто ничего не произошло. Как будто
вообще ничего не происходит. - Ведра, - говорю я. – Обрати
внимание на эти ведра. - А что с ними, - ты недоверчиво
осматриваешь их, пытаясь предугадать мой ответ. - Разве ты
не заметил? Ведь они ненастоящие. - Да-да, - медленно
произносишь ты, подходя, но не дотрагиваясь до ведер. – И
правда – они ненастоящие. - Но почему? – не останавливаюсь
я. - Не знаю. Не могу сейчас объяснить. Это интуитивно
понятно, но не поддается объяснению. - Довольно странно. Ты
так не считаешь? - Не важно. - Что неважно? – и всем
видом показываю, насколько это серьезно. Всем видом жду
ответа. - Не нужно притворяться, - говоришь ты. – Ведь мы
даже незнакомы толком. – И напряженно улыбаешься, демонстрируя
мне дергающиеся кончики губ. - А это как раз и не важно. –
Спокойно говорю я. - Ты так и не ответил на мой вопрос. -
Про ведра? - Нет, - отвечаю я, понимая, что окончательно
теряю ход беседы. Вообще, ситуации. Ты переворачиваешь одно
из ведер, ставишь дном вверх и садишься сверху. Достаешь из
кармана сигарету, закуриваешь. Кто сейчас ждет ответа
определить уже нельзя. Потому что с самого начала нужно было
записывать все вопросы в блокнот и всегда быть в курсе. Или
кому-то это кажется слишком громоздким? Кивайте. Так вы
выглядите не слишком глупо. - Все, о чем мы сейчас говорили
можно описать этой притчей. – Говорю я, а ты вынимаешь изо рта
сигарету и внимательно меня слушаешь, смотря в сторону. – Два
старца-мудреца, всю жизнь прожившие в горах, до последнего дня
обращались друг с другом весьма почтительно и никогда не
ссорились. Перед самой своей смертью, а они готовились умереть
вместе, в их дом залетел огромный черный орел, тут же
превратившийся в мальчика и детеныша волчицы. Мальчик подошел
к кроватям умирающих и вручил одному из старцев волчонка.
«Заботься о нем или, когда вырастет, он съест тебя» - сказал
мальчик старцу. Но тот взял щенка за переднюю лапу,
размахнулся и изо всех сил бросил. Волчонок ударился о стену и
упал на пол, напугано скуля. «Я очень стар и сегодня умру» -
сказал старик – «Этот детеныш не успеет вырасти и превратиться
в волка. Природа перехитрила его, сделав так, чтобы я умер
раньше, чем он сможет отомстить мне». Сказав это, старик
закрыл глаза и умер. Продолжая скулить, волчонок подполз к
кровати, запрыгнул наверх и вцепился клыками в горло второго
старца. Кашляя кровью, старик сказал - «Мой друг всю жизнь
почтительно относился ко мне и, даже умирая, не совершил
поступка, который бы огорчил меня. А этот подаренный ему
неразумный детеныш волчицы, ничего не зная о нас, перегрыз мне
горло. Я разочарован в Мире и умираю с твердой верой в
необходимость отшельничества.» Старец умер, а мальчик и
волчонок превратились обратно в огромного орла, который сразу
после этого улетел. - Ты довольно умен, раз знаешь эту
притчу, - говоришь ты, стряхивая пепел с сигареты. – Но
все-таки не умеешь ее рассказывать. Ведь ты неправильно
закончил. Я приглядываюсь к сидящему на полу человеку и
понимаю, что он уже несколько минут двигается, пытаясь снять с
головы ведро. Но, так как у него нет рук, не может ничего
сделать. У него даже нет ног, и он не может встать и стряхнуть
с себя ведро. Туловище стоит на полу, прислоненное к стене, с
надетым сверху ведром. Оно даже шевелится, но это не может ни
к чему привести. Ты замечаешь мой взгляд и говоришь: -
Вот-вот. Теперь ты сам понимаешь свою ошибку. Но я не
понимаю свою ошибку и даже не знаю, что ты имеешь в виду. Я
мотаю головой, ничего не говоря. Всегда просто мотайте
головой. Или кивайте. Делайте энергичнее. Ты бросаешь
сигарету в стоящее рядом ведро и выпускаешь изо рта струю
дыма. - Нет, друг, - говоришь ты, - тебе все ясно. Ты меня
не обманешь. Своим позерством ты итак уже отнял много времени.
И сейчас вернешь его. По крайней мере, я попробую тебя
заставить. - Каким образом? – спрашиваю я, действительно не
понимая о чем речь. Ты встаешь с ведра и подходишь к
прислоненному к стене туловищу. - Ведь это твое туловище? –
спрашиваешь ты, тыча деревянной рукой в грудь. - Да,
конечно. Я снимаю с головы ведро и откидываю в
сторону. - Конечно, мое туловище. Но что это меняет? -
Ты воспользовался силой притчи, чтобы скинуть с себя ведро, не
имея рук. - Это так, - говорю я, - но ведь притчу
рассказывал ты. Ты смотришь на меня как на сумасшедшего
минут десять. А после я понимаю, что все это время
разговаривал со своим отражением в зеркале. Это не самое
страшное – разговаривать со своим отражением. Гораздо
серьезнее – то, что вот уже несколько дней стоит в углу моей
комнаты. Ведро дном вверх. А под ним – раздавленная дохлая
кошка, вся в зеленой краске и мухах. Как она попала сюда? Как
раз это меня беспокоит в последнюю очередь. Уже все равно. А
вам? Кивайте, дураки, просто кивайте. Первые слова всегда
шепотом – я ни одного из них так и не расслышал. Стою на месте
и киваю.
|