Михаил Вербицкий. Против копирайта. Статья

О проекте | На главную | Статьи
Сопротивление | Литература | Да, смерть!
Гостевые книги | Контактные адреса | Ссылки

 

Кризис системы купли-продажи. Автоматизация приводит к удешевлению производства. Создается излишек невостребованной рабочей силы. Естественный ответ (ответ социалиста) - сократить рабочий день и предоставлять определенные товары и услуги бесплатно. Ответ либерала-охранителя и любителя laissez-faire капитализма - заставить людей покупать больше. Чаще всего, это выливается в принуждение платить за вещи, которые раньше доставались бесплатно. Poland Spring Water - питьевая вода, которую продают в Америке, оптом и в розлив. Приватизация и свободная продажа земли. Если дело пойдет так дальше, правительство приватизирует воздух и заставит платить за аренду.
Именно так следует понимать "интеллектуальную собственность". Еще с 1950-х, Ги Дебор и другие ситуационисты ставили на своих работах "антикопирайт" - No copyright. No rights reserved. Действительно, полная автоматизация физического труда достижима уже сейчас. Валерия Соланас (автор S.C.U.M. Manifesto) писала, что полная автоматизация будет достигнута через несколько недель после революции.
При полной механизации физических работ, единственным товаром останется товар интеллектуальный, а единственным пролетарием - пролетарий умственного труда.
Российские граждане убедились во время прошлогодних выборов: атомное оружие - далеко не самое опасное. Наиболее эффективное средство контроля над населением - контроль информационный. CNN и аллапугачева - и опаснее и действеннее атомной бомбы. Тоталитарные режимы пытались использовать простой, как дубина, метод зажимания ненужной информации. Любой адепт оккульта и конспирологии знает, что удерживать информацию есть возносить ее на пьедестал, сакрализовать и возвеличивать. В результате знания, неугодные режиму (скажем, стихи Гумилева или Архипелаг Гулаг) приобрели статус сакральных, противопоставленные профаническому марксизму с политэкономикой. Так погиб русский тоталитаризм.
Общество спектакля действует гораздо эффектнее - вместо зажима информации используется шумовая бомба коммерческих сообщений: рекламы и пропаганды, заглушающих сакральное знание и произвольно смешивающих сакральное и коммерческое, профаническое, с 99.9% преобладанием коммерции. Так, например, через 10 лет после расцвета и гибели индустриальной музыки появляются самозванцы, имитирующие стиль, тривиализующие идеи и разрушающие анти-системный пафос данной субкультуры. Трент Резнор из NIN зарабатывает миллионы и получает Grammy - американский аналог Народного Артиста СССР. В результате действительно содержательные индустриальные записи труднодоступны, зато все магазины и журналы забиты Резнором и подобными ему. Тоталитарные режимы удерживают ту или иную информацию, делая ноосферу беднее, а общество спектакля разрушает ноосферу как целое - эффект, для большинства людей, один и тот же (хотя посвященные предпочтут тоталитаризм, как менее эффективную машину подавления).
Краеугольный камень информационной войны - интеллектуальная собственность. Простейший способ отличить сакральное творчество от ремесла - задать вопрос, стал бы данный артист сочинять то же самое для себя, если бы не платили? Большинство сидящих по ту сторону информационной баррикады ненавидят то, что им приходится делать, и только кнут экономического принуждения заставляет их загрязнять информационное пространство. Освободить пролетария умственного труда. Интеллектуальная собственность должна быть основной мишенью пост-индустриального террориста и революционера.
Аргумент либерала в пользу интеллектуальной собственности - труд артиста должен быть оплачен. Возражение это абсолютно не согласуется с фактами, как в контексте революционной, так и либеральной парадигмы. Ситуационисты видели артиста как капо, палача, главного приспешника режима - если информационная война разрушительнее атомной, то журналисты и писатели, сотрудничающие с системой, выступают в роли наемных палачей и убийц, и должны быть в первую очередь уничтожены для блага революции. С либеральной точки зрения, артист есть творец, демиург, а творчество есть сакральный акт, соответственно, артист должен получать дивиденды со своего интеллектуального продукта. Известно, что такой механизм не работает, и большинство музыкантов, художников, поэтов (в том числе, почти все сколько-нибудь хорошие) не зарабатывают с прав на издание. Единственные, кому выгодна интеллектуальная собственность - это мегакорпорации-монополисты, Голливуд, Майкрософт, Нетскэйп. По сути, интеллектуальная собственность - основной рычаг американского влияния в мире. Голливуд и Майкрософт - оккупационная армия.

В России

В российских СМИ, постоянно повторяются кадры, напоминающие о гитлеровских кострах из книг: горят тонны конфискованных видеолент и пиратских компакт-дисков. Предполагается, что Россия должна платить Западу (т. е. Америке) за голливудские боевики, майкрософтовские Windows, Нетскейп и прочие артефакты информационной войны. Это и возмутительно, и позорно. Позорно - потому что в оккупированной России русскими войсками и милицией проводятся карательные операции оккупантов. Возмутительно - потому что Запад выкачивает из нищей России миллиардами капиталы и сырье, по большей части в обход российских законов и нелегально, и еще требует соблюдения на российской территории изуверских западных законов о копирайте, дискриминирующих Россию (да и все страны, кроме Америки).
Соединенным Штатам охрана интеллектуальной собственности гораздо важнее мифических "прав человека". На протяжении вопиющих нарушений прав человека Китаем, Штаты и близко не подошли к ограничению торговли с Китаем (у Китая в Америке статус наибольшего благоприпятствования). В то же время, недавно Америка пригрозила Китаю потерей этого статуса, если Китай не закроет заводы по производству пиратских компакт-дисков, и Китай закрыл половину (20 из 40). Китай не может себе позволить закупки лицензионного программного обеспечения и голливудских фильмов. В России, стране по многим параметрам гораздо более нищей, таких заводов нет, гайдароиды не позволяют - вот и платим Америке сырьем и нефтью и берем "кредиты". Наше правительство - оккупационное.
И продукты Майкрософта, и Голливудские фильмы России обьективно вредны. Майкрософту есть множество дешевых (или, как Linux, бесплатных) альтернатив, существенно превосходящих его по качеству. О духовном убожестве, тупости и инфантилизме голливудских видео и говорить нечего. Не Россия должна платить Штатам за эти безобразные продукты - это Штаты должны платить России за то, что русские их используют. Прецеденты есть: страны, разместившие свои войска на чужой территории, часто платят хозяину за постой. Именно так надо относиться к Голливуду.
Зачем русским предпринимателям поддерживать лицензионные выплаты Америке? Ответ один: монополия. Крупные производителя стараются задавить мелких. Купив филькину грамоту - лицензию, давить конкурентов намного проще. В результате драконовских мер, направленных на пресечение "пиратства", количество названий на видеорынке во много уменьшилось. Исчезло все сколько-нибудь достойное. Монополисту, крупному предпринимателю, штучный товар неинтересен, а практически любой хороший фильм - товар штучный. То, что осталось в продаже - массовый продукт, голливудские поделки, предназначенные и запрограммированные на промывание мозгов. В общем, результат - тот же, что от пылающих книг на площадях: уничтожается все, что не несет либеральных ценностей, не укладывается в парадигму масскультура-классика-авангард. Цензура через копирайтное законодательство ничуть не лучше, чем цензура через конфискацию "Греческой Смоковницы".
Безжалостно уничтожать тех, кто настаивает на соблюдении копирайтов. Устраивать теракты на рок-концертах движения "Музыканты против пиратов". Саботировать любые попытки фиксации авторских прав. Сжигать на площадях американцев, а не американские кассеты.

Сомнамбулист Чезаре проживает в ящике.

 

Михаил Вербицкий (перепечатано из Лимонки)