|
|
"Лучший способ
отобразить крушение общества - это наблюдать за изменениями его
языка", - утверждал в минувшем столетии немецкий мыслитель,
последователь Хайдеггера, Георг Гадамер. Всесторонняя критика
современной лингвистики, начатая в академических кругах
германских университетов, достаточно быстро развилась в
самостоятельное направление западной политической философии.
Уже в классической теории Гадамера язык как структура
анализируется с позиций двух дисциплин - семантики и
герменевтики. (Семантика - описывает данную нам языковую
реальность, как бы наблюдая её со стороны; герменевтика,
напротив, сосредоточена на внутренней стороне общения.)
Сопоставляя свои исследования Гадамер обнаружил, что
современный язык почти всегда не отражает смысл высказывания,
что произнесённое слово и его внутреннее первоначальное
значение всё больше расходятся друг с другом. Если это
действительно так, то за стерильной объективностью речи и
грамматических правил вполне могут скрываться общественные
предрассудки или "партийные" интересы - предположил Гадамер.
Разоблачение языка как средства политической диктатуры и
манипуляций удачно продолжил доктор Маркузе. Приведу здесь
лишь наиболее важные тезисы его критики. 1. В современном
языке проявляется технологический способ рассуждения, который
стремится к отождествлению вещей и их функций. В результате
понятие утрачивает всякое содержание, кроме того, что
обозначается словом. Постепенно и слово теряет внутренний
смысл, ограничиваясь только своим публичным значением. (Такие
понятия как "демократия", "свобода", "тоталитаризм"
превращаются в пустые вербальные фетиши.) 2. Вновь и вновь
вколачиваемые в сознание индивида слова заключают его в круг
навязываемых условностей. Это имеет прямые политические
последствия. Так, например, партия, направляющая свои усилия
на развитие капитализма, называется "социалистической",
деспотическое правление - "демократией" и т.д. Подобный
язык состоит из конструкций, навязывающих искажённый и
урезанный смысл, заставляя принять только предложенное и
именно в предложенной форме. К этой же области манипулирования
сознанием относятся приёмы персонализации (ваш/твой депутат,
автомобиль, порошок), отождествление людей и их функций (т.е.
человек и его профессия воспринимаются как единое целое),
многочисленные аббревиатуры и прочие целенаправленные
мистификации. 3. Репрессивный по своей природе язык
становится преградой для понятийного мышления и, таким
образом, для мышления как такового, ибо понятие (внутренний
смысл слова) как раз и даёт возможность различать вещь и её
функцию. Отталкиваясь от анализа Маркузе, можно проследить
настоящую мутацию социального сознания под гипнозом
незаметных, на первый взгляд, лингвистических приёмов.
Становится совершенно очевидным, что современный язык с его
специально или произвольно установленными терминами блокирует
мышление, не давая проникнуть в сущность определяемых словами
вещей и событий. Простой пример: слова "экстремизм", "террор",
"насилие" - заранее заданы в политической лексике как
негативные, и, напротив, термины "демократия", "права
человека", "гуманизм" - однозначно ассоциируются с позитивными
явлениями. Исходя из предлагаемой языком интерпретации, любой
социально-этический феномен, попадающий под формулировки
первой или второй группы слов, автоматически становится
тождественен мировому злу, либо добру. Соответственно,
радикальный дуализм этих определений отражает глубинный
конфликт "темного" и "светлого" начал, в котором каждый
порядочный человек обязан выбрать сторону "добра", т.е. встать
на службу "демократии", "гуманизму" и т.д. Именно поэтому
господствующая сегодня идеология глобализма оперирует
преимущественно "светлыми" по определению словами, оставляя
свой истинный смысл для большинства людей совершенно не ясным.
Рядовой обыватель знает только о внешнем фасаде будущего One
World и ненавидит его противников, демонизированных
словами-заклинаниями . По мере же угасания "коллективного
бессознательного" народов, язык системы становится всё более
жёстким и тоталитарным. Привычные ранее либеральные "но" скоро
исчезнут из него насовсем. Может быть только тогда обществу и
станет ясно, что разговаривать с системой на её языке уже
невозможно.
|