Мысли Аркадия Смолина по поводу нигилизма (из переписки с Вадимом Климовым). Набор

О проекте | На главную | Статьи
Сопротивление | Литература | Да, смерть!
Гостевые книги | Контактные адреса | Ссылки

 

По поводу самого нигилизма, как такового, сказать практически нечего, т.к. мне кажется, что этот образ мышления в полной мере доказал свою жизнеспособность. И не только выжил, но и представил очевидный исход безальтернативности: нигилизм стал единственно возможным способом мировосприятия для мыслящих людей, а после эпохи битников и модернизма - всеобъемлющим направлением жизни для целой прослойки, выпавшей из общества. Мне кажется, что сейчас нигилизм достиг такого развития, что стал даже образом жизни для "интеллектуалов", как постмодернизм для "продвинутых" плебеев. Так что на данный момент истории, на мой взгляд, главным вопросом является внешнее выражение нигилизма, в какой форме он должен существовать в рамках общества (или в противовес ему). Я предпочитаю нонконформизм, но считаю его далеко не идеальным. Ведь использование его в полной мере вызывает у субъекта образование альтерценностей, альтеридеалов, что приводит к формированию альтеркомплексов.
Процесс перемены определённым числом людей с возрастом своих идеалов на противоположные мне кажется естественным отбором, эволюцией. Т.к. соотношение "личностей" и "крыс" должно сохраняться в строгой пропорции. Изменение в сторону "крыс" приводит к инволюции, в сторону "личностей" - к коллапсу. На одну "личность" должно быть десять "крыс". Ведь кому-то необходимо убирать отбросы, добывать источники питания и другого физиологического выживания.
Да и "личностям" надо же брать откуда-то энергию (сублимацию). А так они посмотрят вниз, увидят всю эту мерзость, накатит на них тошнота и захочется что-то изменить, создать прекрасное или, на крайний случай, вычленить красоту из имеющегося. А такое большое количество серости в какой-то мере стерилизует честолюбие посредственностей, что освобождает искусство от траты времени на ложные пути и самоочищение. А как раз эти "коллаборационисты" и парадоксальным образом спасают нигилистов. Ведь меняя свои взгляды они становятся интересны обществу, народ ждёт их мнения, принимая его, если оно совпадает с их мнением, в последней инстанции.
И тут такой подарок: да, конечно, нигилисты - все дети, все их идеи - игра гормонов, ничего нельзя принимать всерьёз, эдипов комплекс, чувство противоречия и т.д. Это и замечательно. Не принимая мыслящих людей всерьёз, общество занимается своим черновым делом и абстрагирует от себя нестандартных "личностей", которые лишены возможности тратить время на бессмысленные споры и убеждения, что может привести только к хаосу. Эти "личности" получают в дар вакуум, где могут создать свою мечту, свой идеальный мир. И если они не будут отвлекаться на внешние раздражители, то могут создать себе какое угодно существование. Т.о. и мечты своей они могут достаточно легко добиться и "работают" - создают новые идеи, развивающие искусство, а значит и мир, и привлекающие новых "адептов". Самый характерный пример такой жизни - Сальвадор Дали. Тот факт, что мыслящие люди изгнаны из общества и спасает их - не даёт возможности ассимилироваться, удовлетвориться малым, поддаться конформизму - т.е. морально умереть. А слабых, как говаривал Ницше, нужно подтолкнуть в пропасть. Так что, те, кто меняет свои убеждения, совершают только добрые дела.
Но это невозможно: общество уже мертво. Оно априори не может жить. Общество - либо копрофаги, либо, в лучшем случае, редуценты. Чтобы рождались "сильные" личности общество должно постоянно гнить. Только из гнили образуется полезный гумус.
…так и каждый мыслящий человек дерётся с моралью, идеалами, конформизмом, очищая себя. Мораль - это колючая проволока, граница для всяких мелких зверюшек, которым нечего соваться на свободу, видеть то, что им не дано осознать. Вот их держат в клетке надуманными клише морали, "законов жизни" и идеалов. Для "личности" же они как шлепок при рождении, столкновение о них даёт возможность дышать. А ложь? Ложь "личность" срывает со всех веток и коллекционирует. Зачем? Чтобы найти под её кожурой ту самую истину. Если бы везде, где хватало глаз,  лежали только тонко нарезанные ломтики истины, то не выжило бы ни единого человека - все бы умерли со скуки, или растоптали бы эту истину и выбросили в грязь. А ложь, подаваемая обществом, и заключает в себе хорошо отобранные образцы истины. Только надо правильно на неё посмотреть.
И вообще, по-моему ты слишком серьёзно относишься к плебсу и многого от него хочешь. Особенно это ударило по глазам, когда ты им предложил думать за "авторитетов". Уж этого-то никак нельзя изменить. Кто могут - те и так редко обращают на них внимание, а кому не дано, так их заставляй - не заставляй ничего не поможет. Только бы на "правильных" авторитетов смотрели - и то было бы хорошо.

 

Аркадий Смолин (из переписки с Вадимом Климовым)
Обсуждение статьи в 1-ом и 2-ом номерах рассылки