Богданов. Проклятые вопросы философии. Фрагмент

О проекте | На главную | Статьи
Сопротивление | Литература | Да, смерть!
Гостевые книги | Контактные адреса | Ссылки

 

А там - это яркое солнце -
Не красный ли спьяну то нос
Властителя мира?
И около этого красного носа
Не спьяну ли кружится мир?

Молодой философ задает вопросы о:
- сущности человека, жизни и мира,
- происхождении человека, жизни и мира,
- смысле существования человека, жизни и мира.
При этом он отвергает ответы мудрецов, которых классифицирует по головным уборам.

На сцену выступает новое лицо, для которого мрачный юноша, к своему удивлению, не находит места в своей классификации философских голов. Это критик-позитивист, который вместо измышления ответов на "проклятые вопросы", ставит вопрос о них самих, об их законности и логической состоятельности.
- Вы хотите знать, в чем состоит "сущность" человека, жизни и мира? Но постарайтесь сначала уяснить себе, что, собственно, подразумеваете вы под этим словом "сущность". Оно означает неизменную основу явлений, тот абсолютно постоянный субстрат, который скрывается под их непостоянной оболочкой. Это слово имело смысл для ваших предков, которые не знали, что в действительности нет ничего неизменного, ничего абсолютно постоянного. Они выделяли из действительности более устойчивые элементы и сочетания и, считая их, по недостатку наблюдения и опыта, за абсолютно устойчивые, называли их "сущностью" данных вещей и явлений. Вам же хорошо известно, что абсолютно постоянных комбинаций вовсе нет, что в каждом явлении каждый его элемент может исчезнуть и смениться новым; и если вы, стремясь добраться до сущности, устраните из действительности все, что в ней изменчиво и что, следовательно, не соответствует самому понятию "сущность", то у вас ничего не останется. Останется только слово "сущность", выражающее вашу попытку найти неизменное в изменениях, попытку безнадежную по своей внутренней логической противоречивости. И все ваши вопросы, в которых фигурирует это слово, так же логически противоречивы, как выражаемое им понятие. В них не больше разумного смысла, чем, например, в вопросе "из какого дерева сделано железо?".
- Другой ваш вопрос - о "происхождении" человека, жизни и мира, - происхождении не в смысле научного опыта и наблюдаемой последовательности явлений, а в смысле абсолютного внеопытного, творческого первоисточника, - вопрос этот выражают стремление найти последнюю причину всего существующего. Но понятие причины возникло из опыта и относится к опыту, оно выражает связь между одним и другим предметом или явлением; вне отдельных данных предметов и явлений оно лишено всякого смысла. Между тем, то "всё", о котором вы спрашиваете, отнюдь не есть какой-либо данный предмет или данное явление, - оно есть бесконечно развертывающееся содержание, к которому принадлежат все предметы и явления; принимать к нему понятие причины - значит принимать его за нечто данное, ограниченное, а оно безгранично и никогда не дано нам. И опять-таки ваши предки знали, что говорили, когда ставили вопрос о причине всего, о сотворении мира. Их "все", их мир представлял собой, действительно нечто данное и вполне ограниченное, хотя бы в их мысли: им нужна была идея о бесконечности бытия, природа была для них только очень большой вещью, для которой они подыскивали и соответственно большую причину. Но вы, имеющий понятие об экстенсивной и интенсивной бесконечности существующего, как можете вы ставить об этой бесконечности вопрос, относящийся только к конечному? Вы, знающий, что "всё" не есть объект возможного опыта, а только символ его беспредельного расширения, каким образом хотите вы обращаться с этим "всё", как с одним из таких объектов?
- Третий ваш вопрос относится к "смыслу", то есть к "цели" существования человека, жизни и мира. Здесь недоразумение еще очевиднее. Понятие "цели" заимствовано из психического опыта, из области сознания; оно выражает связь между представлениями сознательного существа и результатами его действий. Следовательно вопрос о цели мира и жизни заранее предполагает уже наличие какого-либо сознательного существа, которое стремится своими действиями достигнуть определенных результатов, то есть, очевидно, обладает определенными потребностями, для удовлетворения которых средством или одним из средств служит мировой процесс и жизнь человека. Но где вы нашли такое существо, и что дает вам право заранее предположить его наличие? Вполне естественно и понятно, что ваши предки, жившие в атмосфере рабства и подчинения, привыкшие во всевозможных случаях жизни играть роль средства для целей чуждого расчета, что они повсюду присоединяли к наблюдаемым действиям людей, и даже к явлениям мертвой природы, мысль о деспотической воле, которой служат эти действия или явления. Но вы, человек, знакомый с идеями свободы, вы, практически отрицающий рабство и подчинение, а теоретически признающий их за пройденную ступень развития человечества, почему в сфере высших обобщений вы ставите вопрос так, будто не можете и вообразить себя иначе, как рабом чье-то чужой воли? И при этом вопрос ваш оказывается так же мало мотивирован, так же плохо обоснован, как если бы вы, например, спрашивали у падающего с крыши дома - по чьей воле он так спешит?
- Итак, бросьте эти бессмысленные комбинации слов, называемые "вечными вопросами"; на них не требуется ответа, потому что это - вопросы только по грамматической форме, а не по логическому содержанию; и, кроме отрицания самой их постановки, любой иной ответ на них был бы такой же, как и они сами, нелепостью.
Юный вопрошатель не может отрицать законности постановки вопроса о критике самих вопросов, которые его занимают. После некоторых возражений и попыток защитить эти вопросы он приходит к выводу, что с формальной стороны отстаивать их - дело безнадежное. Тогда он обращается к своему собеседнику с таким заявлением:
- Я допускаю, что логически вы совершенно правы, что волнующие меня вопросы нелогичны и противоречивы. Но отчего же ваши аргументы, против которых я уже не в силах возражать, не убеждают меня настолько, чтобы я отказался хотя бы от одного из этих вопросов? Отчего, когда я принуждаю себя стать на вашу сторону, отвергнутые вопросы напоминают о себе тоской и болью в душе и через минуту вновь всплывают, прорывая всякие логические аргументы? Отчего они так неустранимы из моего сознания и даже кажутся для меня дороже всего остального, что я в нем имею? Я думаю, что не в одной логике дело и что теоретический разум не компетентен отвергать и даже подвергать критике то, что рождается из глубочайших глубин практического разума. Может быть нелогичность вопросов означает только то, что они выше логики?
- Мой друг, - отвечает критик-позитивист, - если вам угодно отрицать логику, то никакой спор с вами, никакая попытка убедить вас вообще не могут иметь места. Но посмотрите, до чего жалкий вид имеет то подобие аргументации, которое вы применяете в защите своих вопросов. Разве тоска и боль "в душе" могут доказать что-нибудь, кроме болезни? Разве неустранимость из сознания не свойственна многим окончательно опровергнутым иллюзиям, например хотя бы иллюзии движения Луны вместе с вами, когда вы идете? А ваше соображение, что нелогичное может быть выше, а не ниже логики, - скажите, что может быть печальнее в смысле убедительности, чем такие "может быть - соображения"? И напрасно вы прячетесь под приоритет практического разума над теоретическим; этот удобный догмат никак не может отменить логику, ибо то, что называется разумом, по самому понятию "разума" должно подчиняться логике. Итак, бросьте бесплодные умствования над несуществующими вопросами, - ваши юные силы могут пригодиться на что-нибудь лучшее.
Позитивист с насмешливым выражением лица удаляется, пожимая плечами.

 

Фрагмент книги Богданова "Вопросы социализма"