Когда-то я воображал, что ложь - это враг,
враг абсолютный, враг жизни и враг всего достойного
в жизни; чума, разлагающая все величественное и
благородное в жизни; чума, равно унижающая истину и
красоту; чума, бросающая гадкую тень на самое
существование. Потом я понял, что истина и красота и
благородство вечны. Не могут быть унижены ложью. Не
могут быть разрушены ложью. Истина и красота и
благородство живут всегда. Одно только человечество
может быть унижено ложью. Одно только человечество
может быть оставлено светом, вдали от истины, от
красоты, от очищения. И когда человек унизится в
достаточной степени, вечные ценности произнесут ему
приговор, и будут его судьями, будут его присяжными,
будут его палачами. Теперь я научился любить ложь. Я
люблю яд, который она разносит, и люблю слабость,
которая насаждается ложью. Я люблю семя разрушения,
которое посажено ложью, и строгий суд, который
приближается ложью. Ложь - это не враг истины, нет,
ложь - это союзник истины. Ложь прокладывает дорогу,
ложь подводит баланс в приходной книге, и очищает
страницы.
Что думает человек, когда слышит слово "культура"?
Большинство представляют себя в консерватории или Большом
театре. Культура - это нечто солидное. Эпитет "академическая"
чувствует себя на месте рядом со словом "культура". Жесткая
иерархия, позитивная система ценностей. Ради культуры
некоторые готовы умереть. Доктор Геббельс, когда слышал слово
"Культура", ужасно хватался за пистолет.
Как говорят жители Брайтон-Бич о жителях Брайтон-Бич,
"культура у них одна - бактериальная". Бактериальная культура
не собирается в готические соборы, а предпочитает округлые
колонии, на манер свалок или излюбленных беднотой Нового Света
поселков из снятых с колес вагончиков. Бактериальная культура
не имеет традиций. Бактериальная культура умеет одно - выжить
и процвести, там, где более высокоорганизованные организмы не
выживают. Так живут бедные - цепляясь за существования,
заполняя кашей тел помойки третьего мира - цветные
размножаются, как бактерии, а белая раса, пресыщенная
академической "культурой", медленно умирает под аплодисменты
социальных дарвинистов. Культуру бедных и для бедных следует
уподобить бактериальной культуре.
И на заре 21-го столетия, когда традиционная академическая
культура превратилась в омерзительную травести, закаменелую в
ригор мортис, но размягчаемую поминутными очагами
коррупции - единственно жизнеспособной культурой можно
назвать культуру без традиций и авторитетов - культуру для
бедных. Трэш культуру.
Что такое трэш культура? Это слово
возникло в Америке для обозначения культуры "белых отбросов"
(уайт трэш) - американцев белой расы, неспособных
адаптироваться к европеизированному американскому мэйнстриму,
и цепляющихся за уходящую американу - кинотеатры под открытым
небом, яркие, сенсационные журналы, дешевые фильмы ужасов -
инцестуозное, вымирающее племя. Постепенно под трэш культурой
стали понимать отказ от традиций, наивность и уничижение
необразованного халтурщика, озабоченного в основном (или
только) быстрым заработком.
Появление трэш культуры следует отнести к 30-м
годам - очередной бум книгопечатания вызвал к жизни десятки
цветастых журналов мистического или авантюрного содержания, с
названиями вроде Удивительные Истории и неизменными
нарисованными полуодетыми женщинами на обложках. Журналы эти
давали хлеб нескольку замечательных писателей, из которых
самые известные - Х. Ф. Лавкрафт и Роберт Ховард, автор Конана. Данная
ветвь трэш культуры просуществовала до конца 1950-х под именем
Sci-Fi (неадекватно переведенным на русский как научная
фантастика). В 1960-х фантастика стала модной, фантасты начали
зарабатывать кучу денег, некоторые из них (Брэдбери, Хайнлайн)
были канонизированы и ассимилированы системой, другие ( Ховард, Шекли, Каттнер) - преданы забвению,
зачастую абсолютному (книги тех же Каттнера и Шекли в Америке
нельзя купить ни за какие деньги). А на смену им пришли
прекрасные новые люди - не знающее фантазии и вдохновения
племя борзописцев с дипломами от английского языка.
В момент ее наивысшего расцвета, научная фантастика несла
на себе все черты трэш-культуры. Фантасты жили с писательского
заработка, и работали за нищенскую плату из кармана
бизнесменов от фантастики, не заинтересованных ни в чем, кроме
быстрого заработка. Научная фантастика не считалась
литературой, культурному человеку признаться в чтении
фантастики значило потерять лицо. Ценности и традиции
академической литературы в научной фантастике аккуратно
игнорировались, причем чем талантливее был автор, тем
старательнее, зачастую, он игнорировал бытующие в "большой
культуре" конвенции. Научная фантастика напоминала гетто для
прокаженных.
Культура есть эталон (чего?) (да культуры же!) - культура
есть язык, который цивилизация относит к себе, и одновременно
абсолют этого языка. Культура гармонична, поскольку культура
содержит в себе все слова для гармонии; культура абсолютна и
тотальна, поскольку вне культуры нету слов для обозначения
абсолютности и тотальности. Вне культуры нету слов точка.
Любая сила, противостоящая культуре, обнаруживает себя в гетто
для прокаженных.
Ближе к концу ее
самостоятельного существования, фантастика стала
контр-культурой - она противопоставила себя культуре, но,
чтобы противопоставить себя культуре, субкультура должна
выработать механизмы рефлексии и критики культурного процесса.
Выработав такой механизм на заре вьетнамской кампании,
фантастика слилась в единое целое с контр-культурой битников и
хиппи, и ухнула с ними в коллективное небытие на исходе
1960-х. Не будем об этом.
Контр-культура
противопоставляет себя культуре. В этом и состоит определение
контр-культуры. Контр-культура пользуется рефлексией, языком
культуры, и уже это делает ее частью культуры - но
интроспективная (вовнутрь) ориентация культуры (ориентация на
"литературный процесс", культурный
эстаблишмент или хит-парады) в контр-культуре заменяется на
ориентацию вовне, ориентацию на разрушение здания культуры во
имя той или иной внекультурной (политической, онтологической,
экзистенциальной) системы ценностей. Контр-культура есть
анти-система - часть системы, зеркальный двойник, спрятанный в
сердце - чьей целью является уничтожение здания системы. Для
этого необходимы внешние, экстракультуральные ориентиры.
Футуристы, сюрреалисты и ситуационисты в культурном
строительстве ориентировались на политику. Но к после 1968
года стало очевидно, что организованная политика, даже и самая
радикальная, вплоть до партий анархистов и фашистов, является
частью организации спектакля, выставкой в зоопарке в вольере с
надписью "экстремисты". Политика стала частью культуры
спектакля - "следующая революция будет транслироваться в
прямом эфире", гласило известное предсказание 1960-х.
Революция стала одним из зрелищ, и ориентация на революцию в
искусстве не выводит художника из культуры мэйнстрима. Именно
поэтому основным ориентиром контр-культуры 1980-х был трэш -
внекультурное, причудливое явление - искусство на грани
жульничества и попрошайничества - творения "артистов",
лишенных рефлексии, не видящих контекста, едва-едва умеющих
читать и писать. Их чудовищные, безграмотные и нелепые тексты
(фильмы, картины, песни...) и сейчас звучат чище, актуальнее и
свежее, чем любой Антониони, Окуджава и Набоков -
штрейкбрехеры от официоза. Спам - это
когда означающее доминирует означаемое, когда рефлексия
подменяет собой конкретику, содержание, телесный низ текста.
Спам это зеленые, ненавистные, отравленные доллары с
масонскими знаками и мордами американских президентов. Спам
это культура. Чтобы разрушить культуру, надо разрушить спам -
требуется тотальный пересмотр отношений между означаемый и
означающим. Контр-культура нуждается в новой модели искусства,
модели, основанной на конкретике и телесном низе. Искусстве,
не запятнаном отношениями с культурным текстом и присущем этим
отношениям съедающей душу, разъедающей художественную ткань
ложной рефлексии. Контр-культура нуждается в трэш-культуре.
Кто-то думает, что контекст культуры,
ее ценности заданы сами по себе, потому что других не могло
быть. Что "разумное, доброе, вечное" Пушкиных и Некрасовых от
начала времен - это нечто абсолютное. На самом деле, любой
культурный абсолют является производным от своего контекста, а
контекст этот - спонтанно зародившаяся аморфная идея,
способная к самораспространению, форма жизни, по сути тот же
спам. Назовите это культура, назовите это система, назовите
это статус-кво - все это имена для одного и того же организма,
паразитирующего на теле человека, на телесности. Абсолют - это
спам. Хороший вкус - это спам.
Чтобы понять про
контр-культуру, надо говорить о самиздате. На Западе есть
самиздат. Этот самиздат интереснее, богаче и гораздо
интеллектуальнее, чем самиздат Советской России. На Западе
самиздат называется фэнзин (fanzine), или 'зин ('zine). Фэнзин
- это самиздатский журнальчик, сделанный чаще всего на
ксероксе (хотя бывают рукописные, отпечатанные на машинке и
даже типографские выпуски). Традиция фэнзина зародилась еще до
ксерокса - в эпоху штурма и натиска трэшевой научной
фантастики. Начало этой традиции, видимо, связано с патриархом
жанра, чудовищным, безвкусным, нелепым и гениальным Х. Ф. Лавкрафтом/. Лавкрафт -
человек с почти интернетовским объемом переписки (несколько
десятков томов писем за одни только 30-е годы!) - был центром
небольшого кружка друзей по переписке - в основном подростков,
начинающих писателей и фантазеров. Одним из частых
корреспондентов Лавкрафта был впоследствии знаменитый Генри Каттнер, тогда подросток
14 лет. В 1927-37 Лавкрафт разработал (или придал гласности -
здесь мнения расходятся) оригинальнейшую оккультную систему, и
умер в безвестности. После его смерти, ученик Лавкрафта АвгустДерлет основал издательство Архам Хауз, издававшее
(практически, на некоммерческой основе) ранее неизданные и
малоизвестные тексты Лавкрафта и его учеников. Образовался
мифологический канон, доступный (и интересный) не больше, чем
сотне-другой активных читателей. Трудно утверждать это с
определенностью, но видимо, первые 'зины, появились именно в
этой среде. Уже к 1950-м самиздат распространился на более
широкую субкультуру почитателей трэшевой сайнс-фикшн (научной
фантастики). Выходили десятки машинописных журналов
научно-фантастической и пара-оккультной направленности. В
момент окончательного слияния с мэйнстримом культуры (середина
и конец 1960-х) умерли и научно-фантастические 'зины.
Определенное количество психоделических фэнзинов выходило в
эпоху хиппи (конец 1960-х), но популярности они не получили. В
годы разгона хипповского движения ( начавшегося с
бойни в Чикаго, и дела Мэнсона, и закончившегося
массовыми арестами ведущих интеллектуалов и активистов в
1971-73), психоделический самиздат благополучно
прекратился. Культура фэнзинов в ее
современной формации - продукт эпохи панка (1977-79).
Философия панка (восходящая напрямую к ситуационистам)
предполагала замену жесткой дихотомии артист/публика на
хаотичный конгломерат творческих индивидов - предполагалось,
каждый панк должен был сам играть музыку в группе.
Ситуационисты предали анафеме дихотомию артист/публика - их
программа предполагала упразднение и одновременно реализацию
искусства через превращение каждого человеческого
существования в акт коллективного творчества. Панки были более
конкретны. В одном из первых панковских фэнзинов (1976), была
картинка: один аккорд, другой, и третий, с подписью: NOW FORM
A BAND (создайте группу). Есть только одна вещь проще, чем
выучить три аккорда и пойти играть в группе - это издавать
журнал. Издавать или писать в журнал было императивом для
любого панка, хоть немного интересовавшегося письмом -
культура панка категорически не терпела пассивных
потребителей. Марк Перри, впоследствии основавший Alternative TV, начал в 1976
как издатель 'зина Sniffin' Glue (Нюхай Клей). Помимо Клея,
уже в 1976 по всей Англии появилось несколько десятков
журналов - а в 1977-79, фэнзинов были в одной Англии сотни.
Треть населения Соединенных Штатов живет
в Калифорнии; именно там появились хиппи. В Калифорнии же
зародились первые панки. Экспансия панка в Америку проявилась
в первую очередь (и в основном) как экспансия литературная -
музыка панка в Штатах не прижилась, которая прижилась там была
неинтересна, но 'зины быстро превзошли (по качеству и по
количеству) все английские аналоги. В Лос-Анжелесе, издавался
журнал Slash (Режь). Отрывки из бесед с его главным
редактором/автором Клодом Бесси были приведены Джоном Сэвэджем
в "England's Dreaming"/.
Утверждается, что когда Бесси стал издавать свой фэнзин,
никакого панка в Лос-Анжелесе не было вообще, и он публиковал
целиком выдуманные сообщения о панковской сцене и группах.
Толпы делинквентов, читавших Slash, преисполнились духом, и
буквально через несколько месяцев Лос-Анжелес был полон
панков. Местные жители встретили появление панков крайне
агрессивно; хиппи нападали на панков и били их. Власть в медиа
и компаниях звукозаписи принадлежала разбогатевшим хиппи, и
панк Лос-Анжелеса был встречен местным офицозом ничуть не
менее враждебно, чем жителями. Лос-Анжелеские панк-музыканты
были тинэйджерами-наркоманами, жуирующими жизнью детьми
богатых родителей, и Slash (и прочие фэнзины) остался
единственным хоть сколько-нибудь интересным продуктом этой
культуры - впрочем, интересным не весьма. В Сан-Франциско панк выступил
продолжением традиций битничества, в той ипостаси бита,
которая представленна У. С. Барроузом - ипостаси, тотально
отрицательной по отношению к оптимизму хиппи и либеральному
культу всеобщей любви как спасения от бед. В Лос-Анжелесе -
Slash, а в Сан-Франциско традиции панка положил начало фэнзин
Search and Destroy (Найди и
Уничтожь). Это был самый интересный журнал в Америке, да,
пожалуй, и во всем мире - своего рода квинтессенция эпохи.
Выпуски Search and Destroy 1970-х регулярно переиздаются и по сей день.
Search and Destroy издавался взращенным
на битничестве американским японцем по имени Вэйл (V. Vale),
впоследствии (совместно с Андреа Джуно) редактировавшим Re/Search. Перед тем, как он
стал издавать, Вэйл работал в основном центре битнической
культуры Сан-Франциско - знаменитом книжном магазине City
Lights. По его утверждению, панк Сан-Франциско был искусством
интеллектуалов - художников-диссидентов и радикалов, мастеров
коллажа и экстремальных образов. Их вдохновляли отрицание и
дисциплина, черная кожа, рваные майки и неприятные лозунги -
"Let God kill 'em all!". Откровением стал концерт Ramones в
августе 1976 - открытые ими стилистические пласты быстро
заполнились гостями (и вестями) из Англии, и в январе 1977
вышел первый номер Search and Destroy. Всего их вышло 11
номеров (1977-1978). Вэйл считал, что панк воплощает новую
философию жизни и искусства - соответственно, Search and
Destroy давал рекоммендации - списки книг, убеждая публику в
необходимости образования. Вэйл хотел быть катализатором
тотальной субкультуры. Его журнал был коллективным агитатором
и коллективным организатором, никак не хроникой текущих
событий. Помимо панк-музыки, Search
and Destroy печатал материалы о зарождавшемся индустриале
(Cabaret Voltaire, Throbbing Gristle - это были первые
американские публикации об индустриале, и единственные
публикации 1977-78 годов). Были отдельные статьи о писателях
У. С. Барроузе и Дж. Г Балларде. В контексте
интеллектуального диссидентства и пост-битничества вполне
естественно смотрелись материалы о трэш-культуре - тексты об
экстремальных фильмах (
Texas Chainsaw Massacre, Pink Flamingos) и статья о
гениальном режиссере Руссе Мейере. Интеллектуальный
Сан-Франциско имел некороткую традицию сопротивления, были
здесь и ситуационистские группы; город самостоятельно пришел к
тотальному отрицанию культуры, которое и есть основа панка. А
от художника, отвергающего культуру, один шаг до художника, у
которого культуры не было никогда...
..and remember my friend,
future events such as these will affect you in the
future... - "Plan 9 From Outer
Space"
"Faster, Pussycat! Kill!
Kill!" (десятый фильм Мейера) - это,
несомненно, самый лучший фильм всех времен. Вполне
возможно, он лучше, чем любой фильм, который будет
сделан и в будущем. Я увидел этот фильм впервые в 1966
в местном кинотеатре drive-in, будучи заинтересован
объявлением по радио, сообщавшим "Стойкий вкус зла во
рту!". В тот момент, я был абсолютно незнаком с
фильмами Мейера, но после посещения "Faster, Pussycat!
Kill! Kill!", он стал кумиром всей моей жизни. Я ходил
на этот фильм каждую ночь, даже если мне приходилось
идти туда одному... я писал Руссу восторженные письма,
на которые тот вежливо отвечал. Я устроился на работу
рецензентом фильмов с единственной целью
пропагандировать "Faster, Pussycat!..." Если возможна
такая вещь, как плохое влияние фильма на молодежь, то
вот он - идеальный пример плохого влияния. Нехорошие
"кошечки" Мейера стали примерами для всех героев моих
фильмов, в особенности Дивайн. За прошедшие с
тех пор 15 лет, я исколесил сотни миль с целью
посмотреть "Faster, Pussycat!...", где бы он ни шел. Я
брал фильм в прокат и заставлял друзей и моих актеров
смотреть его, в благоговейном молчании. Когда мои
фильмы стали знамениты, я положил за правило
восторгаться "Faster, Pussycat! Kill! Kill!" в каждом
интервью.
Во времена панка,
фэнзины были посвящены в первую очередь музыке (естественно),
во вторую очередь - политике (анархии и социализму).
Технологический прорыв - катастрофическое удешевление ксерокса
- позволил дешево и быстро издавать издавать любой, самый
малотиражный журнал, а независимые от цензуры и корпораций
каналы дистрибуции панка дали возможность распространять
журналы любого содержания (при условии, что журналы эти
интересны контр-культурной молодежи, то есть публике,
покупающей панк). Начиная с 1979-80, появились сотни фэнзинов
всевозможной тематики, от фильмов до коллажей до жесткой
сатиры до религиозной пропаганды до обсуждений сериальных
убийц. Все это было очень интересно. В
1980-х и начале 1990-х, Вэйл (Search and Destroy) и Андреа
Джуно издавали альманах Re/Search. В публикациях
Re/Search воплотилась привидевшаяся Вэйлу на заре панка
тотальность философского бытия и мышления - радикально
независимой контр-культурной экспансии во все области жизни
как искусства. Революция в повседневной жизни. Всего вышло 15
номеров, отличного типографского качества, нетонких
иллюстрированных публикаций в черно-белом. Re/Search
публиковал энциклопедические работы (анализ, интервью, обзоры)
по тем сферам тотальной оппозиции культуре (трэш, индустриал,
пост-битническая sci-fi Барроуза и Бэлларда), что были
намечены как бы пунктиром в Search and Destroy. Среди прочего,
в Re/Search вышел классический текст по индустриальной
культуре (Industrial Culture Handbook), и три обьемистых тома
об истории и стратегиях трэш-культуры (Incredible Strange
Films, Incredible Strange Music). В работе над энциклопедией
трэш-фильмов Incredible Strange Films активное учестие
принимал один из главных героев Industrial Culture Handbook -
классик индустриальной культуры БойдРайс. Основа индустриальной
культуры - это экспансия табуированных пластов менталитета,
разрушение всех клише и штампов через сознательную
эксплуатацию болевых точек коллективного подсознания.
Культурная ситуация индустриала - это тотальная информационная
война, и цинизм вместе с эксплуатацией возводится
индустриальной культурой в добродетель. Неудивительно, что
классики трэш-синема (Русс Мейер, Рэй Деннис Стеклер и другие)
оказались столь актуальны в контексте индустриала - основой их
творчества была не менее циничная эксплуатация табуированного
контекста. Надо сказать, что
пост-битническая философия Re/Search оказалась неадекватна
охвату культуры сопротивления как единого целого. Они остались
в 1980-х - начавшееся в 1990-х сближение между носителями
трэша (реднеками, милитантами, правыми радикалами) и
контр-культурой, так долго питавшейся от трэша (панками,
анархистами) оставило их на обочине. В 1996 году Re/Search
распался году на две части: V/Search (Вэйл) и Juno Books (Андреа Джуно).
Постепенно превращаются в застывшие артефакты истории и У. С.
Барроуз и индустриальная музыка, которой посвящены самые
интересные тома Re/Search...
Субкультура
сопротивления. Индустриал - это конкретная программа работы в
культуре, наподобие 10 заповедей. Как и любая конкретная
программа, индустриал лишен собственного политического и
философского направления - программа служит для несения идей в
массы. Индустриал является средством. Неудивительно, что в
1990-х стратегии индустриала оказались в употреблении роботов
MTV, наподобие NIN и Consolidated, и стратегов
быстрого обогащения через эпатаж, наподобие Marilyn Manson. Наиболее плодотворной философией 1980х
был не индустриал, но анархизм, в его новейшей формации
окрещенный социальным нигилизмом. Социальный нигилизм был
анархизмом отчаяния - анархизмом, основанным на тотальном
отрицании партийного и политического багажа классических
правых и левых анархистов. Основой тактики социального
нигилизма был онтологический террор: активная пропаганда
абсурдных концепций и верований, в надежде подорвать
онтологические основы общественного бытия. Основу этой тактики
положила псевдо-религия Дискордианизм в психоделических
1960-х, которую популяризовал гениальный писатель Р. А. Уилсон
(Illuminatus!, 1975). Впрочем, из публикации Re/Search о У. С.
Барроузе ясно, что онтологический террор был излюбленным
оружием Барроуза начиная с 1950-х. К 1980-м Барроуз был прочно
ассимилирован системой, и его тексты были окружены прочной
дымовой завесой общекультурных (либеральных) контекстов и
интерпретаций (что стоит одно сравнение Барроуза с бездарным
бытописателем алкоголиков Чарльзом Буковским). И так вышло,
что влияние Барроуза на контр-культурную ситуацию было
опосредованное (в основном, через индустриал и Уилсона). Культура фэнзинов 1980-х по
меньшей мере наполовину посвящена онтологическому террору.
Ключевой фигурой здесь был (и остается) Церковь Субгения,
организованная Иваном Стэнгом (Ivan Stang). Церковь Субгения -
жесткая психоделическая абсурдистская квази-религия, созданная
под влиянием Дискордии (и совместимая с
Дискордией - почти все субгении являются дискордиaнистами, и
наоборот; основатель Дискордии, уважаемый маргинал St. Kerry Thornley - соавтор
Книги Субгения). Церковь Субгения лишена созидательного пафоса
дискордианизма - в отличие от вполне позитивной программы
анархо-мистического анализа и переустройства общества у
дискордианцев, "верования" субгениев нарочито деструктивны и
противоречивы. Дискордианцы развивали онтологический террор во
имя духовных ценностей психоделии - субгении работают в
контексте тотального социального пессимизма, и поклоняются
онтологическому террору во имя онтологического террора.
Впрочем, идеалы дискордианцев и субгениев одни и те же:
революция сознания, спровоцированная психоделиками, и
революция повседневной жизни, к которой призывали
ситуационисты. Разница в тотальном пессимизме субгениев - они
серьезно призывают к геноциду тех 99.9% населения ("pinks"),
которые физически не способны разделить их идеалы. Разумеется,
в контексте онтологического террора любое утверждение произносится
серьезно. Во имя разрушения общественного консенсуса,
терроризируемый никогда не должен понимать, где кончается
сарказм и начинается жесткое отрицание общепринятых ценностей.
Наконец, Дискордия (как и психоделия в целом) была философией
левацкой, в смысле весьма далекой от консервативных идеалов.
Субгении же - поклонники социального дарвинизма, который
является одной из главных ценностей радикально-правой
политики. Одним из течений, близких субгениям, было
Общество Психотронного Фильма
- организация, поставившая своей целью ознакомление и
систематизацию культурного багажа трэш-синема. Интересно, что
организаторы этого общества в 1970-х играли панк в группах,
близких к классике американского индепендента Devo и Pere Ubu
(радикал-пессимистский социальный дарвинизм Devo, кстати,
очень повлиял на субгениев, а в 1980-х музыканты Devo
присоединились к Церкви). Вообще, аляповатые и абсурдистские
экстремальные образы трэша идеально сочетаются с методами
онтологического террора - трэш-культура это основа эстетики
субгениев. Здесь следует сказать о
знаковой культуре американцев. У каждого народа есть знаковая
культура: рекламные плакаты, логотипы, лозунги, типографские
гарнитуры, пословицы и устойчивые идиомы, указывающие на тот
или другой поведенческий императив. Знаковая культура
американцев радикально изменилась на рубеже 1950-х и 1960-х,
достаточно сравнить любой журнал или рекламный плакат. Реклама
1950-х безвкусна, гротескна, похожа на русскую рекламу времен
капитализма 1900-х, а реклама 1960-х, и особенно 1970-х,
целиком европеизирована, и представляется общемировой нормой.
Субгении ведут работу по совращению знаковой системы
капитализма путем контаминации ее с (явно абнормальной, для
современного американца или европейца) семиотикой 1950-х.
Символ ("божество") субгениев - это Дж. "Боб" Доббс, мужчина с
трубкой, чье изображение встречается на рекламных плакатах
времен Эйзенхауэра. У него есть жена - "Конни", взятая оттуда
же. Тексты субгениев полны цитат и иллюстраций, стилизованных
под рекламу 1950-х. Надо понимать, чем
именно привлекла субгениев (и американскую контр-культуру в
целом) знаковая система и стилистика 1950-х. Семиотика
современного капитализма вирулентна, она полна самоиронии и
авторефлексии. Знаки (логотипы, рекламные тексты) сочиняются
профессионалами, которые делают знаки неуязвимыми для
враждебной иронии, закладывая иронию (и рефлексию) в процесс
изготовления знака. Стилистика знаковой системы изменилась, но
ее смысл остался прежним. Путем замены знаковой системы
современного, постмодерного капитализма на знаки 1950-х, можно
добиться отстранения от семиотики капитализма вообще, вырвать
паразита из своего сердца. В этом
другая сторона трэш-культуры. На самом деле, рекламная
культура раннего капитализма, просуществовавшая в Америке
вплоть до 1950-х - это трэш. Семиотика (знаковая культура)
современности агрессивно ассимилирует общекультурный и
контр-культурный контекст - на рекламных плакатах и в клипах
все чаще можно видеть "иронические" аллюзии к явлениям
мэйнстрима или эзотерики. Ничего такого не было в рекламной и
бытовой культуре 1950-х, она была неспособна к референции (и
автореференции). Видимо, поэтому, знаковая культура 1950-х -
одна из излюбленных тем культуры фэнзина, в особенности
артистов коллажа. Художник Пол Мавридес (Paul Mavrides),
основной график и дизинер субгениев, отчасти ответственный за
возрождение субгениями стилистики китча 1950-х, был также
художественным редактором антологии Re/Search. Мавридес -
основоположник нового течения в искусстве: Bulldada. Другая сторона трэша, также
задействованная субгениями - конспирология и трэш-мистицизм:
запредельные, чудовищные, абсурдные учения и культы. С точки
зрения онтологического террора, нет ничего лучше и уместнее,
чем правильно поданная (и достаточно радикальная)
конспирология. Поклонники трэш-мистицизма - граждане,
облагодетельствованные бредовой идеей, те же сумасшедшие, с
той лишь разницей, что их сумасшедствие коллективно и
заразительно. Общество борется с культами, как с наркотиками -
из этого видно, что террористу от культуры культ - союзник
ничуть не менее дорогой, чем наркоман. Субгении создали довольно сложную
параноидальную теологию, основанную на Лавкрафте, и не менее
разветвленную и противоречивую конспирологическую модель
общества. Согласно Церкви Субгения, Кеннеди убили не менее чем
23 одновременно стрелявших одиноких стрелков (в Апокрифоне
приводится чертеж Dealey Plaza, где произошло убийство, с
траекториями всех 23 выстрелов). Основным конспирологическим
(и религиозным) постулатом Церкви Субгения является то, что
конспирологические теории ВЕРНЫ - более того, они верны ВСЕ
ОДНОВРЕМЕННО. Соответственно, субгений тратит много времени на
изучение бредовых и просто экстравагантных теорий -
популяризация и внедрение таких теорий в массовое сознание
есть одна из функций Церкви Субгения. Среди австралийских
субгениев очень популярно (существовавшее на полном серьезе в
Англии в начале этого века) Общество Плоской Земли, и
особенно его радикальное крыло - Australia Does Not Exist
Society (Общество Австралии Не Существует. Врагом
субгения является Конспирация, экзистенциальная категория,
включающая в себя Республиканскую и Демократическую Партии,
масонов, газетные мафии, медиа-концерны, Трехстороннюю
Комиссию, секретные службы, и любую корпоративную структуру -
то, что мы называем эстаблишмент. Но вместо того, чтобы
атаковать бесформенного и ассимилирующего любую позитивную
программу Протея эстаблишмента, субгении атакуют эстаблишмент
с программой негативной:
обвинениями Конспирации во всех мыслимых и немыслимых
преступлениях, от сокрытия последствий Розвелловского падения
НЛО, до совершенно реального сожжения 90 культистов Давида
Кореша в Уэко, Техас, до убийства Кеннеди (не менее чем 23-мя
одинокими стрелками) до избрания в президенты Америки
слабоумного актера Рейгана, чьей религией был тотальный ядерный
геноцид. Корни
онтологической негатиции и террора в совершенно реальных
"неописуемо странных" культах и конспирологиях - разделе трэш
культуры, который тоже следует изучать. Иван Стэнг (
основатель Церкви Субгения) написал
энциклопедическое исследование культов и конспираций - High Weirdness By Mail. Другая
такая книга (
Kooks, A Guide to the Outer Limits of Human Belief,
by Donna Kossy) вышла в издательстве Адама Парфри Feral House.
Третий источник по экстремальной конспирологии - сетевой проект Роберта Антона
Уилсона и Мириам Хилл Конспирациям посвящено несколько статей
из исчерпывающей антологии контр-культуры 1980-х - Apocalypse
Culture под редакцией Адама Парфри. Наиболее подробная книга о трэш культуре
и экстремальных культах - это собрание энциклопедических по
охвату, исчерпывающему анализу и деталям статей Адама Парфри
"Cult Rapture". Мотивация Парфри - не столько
культурологическая, сколько социальная и политическая. Его
интересует маргинализация американского среднего класса, в
контексте необьявленной геноцидальной войны, которую ведут
против американцев их корпорации и правительство. Маргиналы
оказываются наиболее пассионарным пластом американцев. По
причине окончательного разрушения культурного хабитата,
пассионарность никак не совмещается с культурой - результатом
пассионария являются идиотские конспирологические теории,
бредовые культы, и прочие неописуемо странные пост-культурные
артефакты. Но для понимания актуальной социальной и
политической ситуации, эти артефакты коллективного бреда
гораздо интереснее и адекватнее, чем любые продукты "культуры"
- уравновешенные коллекции скучных стереотипов. Один из сюжетов "Cult Rapture" -
неописуемо странные культы. От трэша в религии, Парфри
переходит к трэшу в искусстве и радикальной политике.
Убийца-нацист снайпер, секс-рабовладение в Вашингтоне,
радикал-феминистка Андреа Дворкин, уроды с карнавала, и
экстремальный в безвкусии художник Вальтер Кинз. Ближе к концу книги, Парфри пишет о
правых радикалах, экстремальных конспирологах, и артисте
рок-н-ролла Дж. Дж. Аллине. Им он явно симпатизирует. В
отличие от большинства маргиналов трэша, правые радикалы,
экстрем-конспирологи и запредельные рокеры не заняты
коммерческой эксплуатацией дурновкусия легковерной публики -
их интересует НЕНАВИСТЬ. Деятели этого толка строят свои
отношения с аудиторией в нешироком спектре от беспричинной
агрессивности до паранойи. Ненависть и эксплуатация - две
стороны одной медали.
Классическим
руководством ненависти были 4 увесистых номера знаменитого
фэнзина "Answer Me!", одного из самых
влиятельных и интересных 'зинов Америки 1990-х. Answer Me!
(ответь мне!) издается очаровательной супружеской парой - Джимом и Дебби Гоуд. Эти
хорошие молодые люди пишут об интересных штуках -
самоубийстве, массовых убийствах, изнасиловании, наркомании,
педофилии. Джим и Дебби Гоуд пишут о том, о чем им приятно
писать. В американской культуре есть клише - Hate Literature -
нечто невообразимо, геноцидально гнусное, книги, которые
изымаются, потому что должны, из библиотек и книжных
магазинов. "THIS IS HATE LITERATURE" - гордо обьявляют Джим и
Дебби Гоуд на обложке переиздания первых трех номеров "Answer
Me!" НЕНАВИДЬ ВСЕХ, КОГО ТЫ СЕГОДНЯ УВИДИШЬ, И ТЫ ПОЧУВСТВУЕШЬ
СЕБЯ ЛУЧШЕ. НЕНАВИСТЬ - САМЫЙ ПРОСТОЙ ВЫХОД. НЕНАВИСТЬ ЛЕЧИТ.
НЕНАВИСТЬ - ЕДИНСТВЕННЫЙ ОТВЕТ. Последняя фраза (в самом низу
последней страницы обложки переиздания первых трех номеров)
перекликается с названием - "Answer Me!" - первой фразе на
самом верху первой страницы. Первый
номер "Answer Me!", изданный в 1991 тиражом в 2700
экземпляров, открывался короткой статьей о намерениях
редакции. FUCK YOU большими буквами, и обьяснение шрифтом
поменьше:
...Забудь, что ты читал во всех других
журналах. Единственно "прогрессивный" элемент общества - это
извращенцы, мутанты. Посмотри на эволюцию - рыба, которая не
извращалась, никогда не станет амфибией; лягушки, что
никогда не мутировали, не стали рептилиями; змея-конформист
не смогла стать млекопитающим и т. д. Нормальные люди
останутся людьми, и будут порабощены двоичными монстрами
следующего тысячелетия.
Сразу после этого идет
большая статья о квинтессенциальном мутанте и извращенце -
Руссе Мейере и другом извращенце - Тимоти Лири. Потом -
большой текст об актрисе-трансвестите, игравшей главную роль в
фильме Трэш Энди Уорхола. Затем - несколько статей о рэпе и
негритянском расизме (разумеется, одобрительных). Потом - две
человеконенавистнические статьи с обличениями против людей,
несколько очерков из жизни американцев, пранк, связанный с
12-шаговой программой по излечению от наркомании, и история
онанизма. Последняя страница номера заполнена занятными
мелочами: коллажем из газетных заголовков на тему импотенции,
еще одним пранком (на этот раз Дебби Гоуд звонила в фирмы по
торговле продуктами питания, с жалобой на суицидальную
депрессию после использования продукта), и аккуратной колонкой
из имен людей, которых редакция Answer Me! убила бы, если бы
это было разрешено. Отрывки из этой замечательной колонки
приводятся ниже, с моими пояснениями курсивом.
"Жестокий парадокс -
самые ничтожные людишки никогда не осознают своей
ничтожности и поэтому совсем не склонны к самоубийству. Вот
почему в наших холодных ко всем остальным сердцах теплится
толика симпатии к индивидам из этого списка. Все они
демонстрируют способность к ощущению крайних эмоций, и тем
самым превосходят полчища по-тараканьи бессмысленных
идиотов, разъезжающих повсюду на своих ублюдочных машинах,
которые даже не задумываются о том, что им надо убить себя.
Тупые самодовольные мудаки, выхаживающие пиво в толстом
брюхе - вот кому надо бы подумать о самоубийстве, серьезно подумать. Наоборот, те,
кто обдумывают, пытаются совершить или совершают
самоубийство - понимают, что жизнь воняет как толстый,
фиолетовый, давно немытый хуй, и они правы. Если б таких
было много, мир не был бы таким поганым местом...
Несуцидальные делают мир поганее, чем он есть."
В числе "звезд"
энциклопедии - Есенин, русские старообрядцы, и Юкио Мишима.
Вторым по значимости материалом
Answer Me! #3 была статья "Shoot First, Live Free" (стреляй
первым - живи свободно) об андерграунде любителей ружей.
Любители ружей составляют в Америке странную субкультуру. Надо
начать с того, что ничем не ограниченное право жителеь
покупать и хранить оружие есть ключевой момент американской
конституции (так называемая вторая поправка). Повсеместность
оружия приводит к интересным инцидентам, например регулярным
перестрелкам в младшей школе, зачастую со смертельным исходом.
Либералы, как всегда озабоченные сохранением человеческой
жизни независимо от ценности таковой, настаивают на запрете
(полном или частичном) на продажу и хранение оружия, а "реднеки" (американские
гопники, они же white trash), и прочие желающие, видят в этом
заговор, направленный на захват Америки и порабощение
американцев силами ООН и мирового сионизма. Субкультура
защитников второй поправки - очень сплоченная масса, в любой
момент готовая к вооруженному выступлению и партизанщине. Тем
не менее, начиная с зарождения в 1970-х и до самого конца
1980-х, радикальное крыло gun lobby (защитников ружей) было
далеко от культуры фэнзина и молодежных субкультур вообще. При
этом, культурные интересы защитников ружей (трэш, в основном)
и панка пересекались. Проблема была, видимо, в том, что в
Америке панк был заимствованным явлением, в Европе не
существует аналога gun lobby, а самостоятельно осознать свое
родство с милитантами американские панки не смогли. Как
водится, У. С. Барроуз (активист ружей с 1950-х) и здесь
оказался впереди моды, и как водится, его идеи остались
непонятны или неизвестны "альтернативной" молодежи,
поглощенной МТВ и импортными синглами последних
"альтернативных" хитов. Сближение
правых милитантов и анархов от молодежной культуры совершенно
естественно. Они близки культурно (основа культуры - трэш),
политически (политика - радикальный отказ от любой
коллаборации с властями) и онтологически (основа онтологии -
изощренная конспирология). Это сближение, такое естественное,
нарушает ряд устоявшихся табу - прежде всего, табу на
сотрудничество радикально левых ("коммунистов") с радикально
правой, расиалистской оппозицией. В Америке, первым стал
заигрывать с расиализмом адепт трэша Бойд Райс в конце 1980х
(и подвергся массированному остракизму, со
стороны своих бывших коллег по индустриалу), но субкультура
тотального отрицания возникла только в 1990-х, примерно тогда
же, когда в пост-советской России оформилось движение
национальных большевиков. Вышедший 19 июля 1993 (почти
одновременно с созданием НБП) номер 3 журнала Answer Me! -
первая ласточка нарождавшегося синтеза дискурза национального
и транснационально-радикального. По
стилю и оформлению, статья "Shoot First, Live Free" больше
всего похожа на материалы субгениев. Гоуд пишет о КОНСПИРАЦИИ,
по мнению милитантов контролирующей существование - точно так
же и теми же самыми большими буквами пишут о КОНСПИРАЦИИ
субгении. Субгении ненавидят либералов (называемых "pinks",
розовые) - этих же самых либералов ненавидят любители ружей (и
называют их "antis", сокращение от "anti-gun lobby"). В
дизайне статьи использованы псевдо-рекламные иллюстрации,
напоминающие о "Бобе" (фигуре с трубкой, украшающей издания
субгениев). Вообще, во флирте субгениев со стилистикой 1950-х
имеется много подсознательного правого милитантства: Джон
Уэйн, идол правых радикалов, потрясающий пистолетом актер
вестерна - олицетворяет собой 1950-е. То, что субгении
выражали на знаковом уровне, наконец отразилось в рефлексии
Гоуда. Дальше следуют статьи об
извращенцах: Андрее Чикатило, Стивене Спилберге (статья о
Спилберге написана другом редакции Адамом Парфри - это
единственная статья со стороны, все остальное написали Джим и
Дебби), и мексиканских комиксах про уродов. Парфри, в своей
неподражаемой конспирологической манере, доказывает, что
режиссер Спилберг -- на самом деле педофил (и педераст). После
этого идет статья об искусстве: картины художников -
сериальных убийц. На задней обложке номера - Гитлер на кресте
в набедренной повязке со свастикой. Первые три номера Answer Me! были
распроданы на корню, и переизданы в 1994 году
огромным тиражом в виде толстой книжки, которая продается в
основном в магазинах модных пластинок (и Tower Records).
Супруги Гоуд отказались от денежного гонорара, и предпочли
вместо этого получить 2,000 копий издания. По-другому произошло с 4-м номером. 4-й
стал коллекционной редкостью, и, по слухам, стоит у
коллекционеров больше ста долларов (цена его, которая на нем
написана - $3.95). 4-й номер судили. 4-й номер Answer Me! -
наподобие номеров Re/Search, энциклопедичен, статьи (кроме
ставших обязательными уже античеловеческих диатриб) посвящены
одной теме. Эту тему криптофеминистка редактор Re/Search
Андреа Джуно не тронула бы и пальцем. Самая больная тема
Америки 1990х и название Answer Me! #4: ИЗНАСИЛОВАНИЕ.
При очевидной
мизантропии и человеконенавистничестве подобной позиции, в ней
гораздо меньше имплицитного геноцида и фашизма, чем в
современном либерализме. Интеллигент любой страны ненавидит и готов любой ценой
уничтожить люмпена, гопника. Самые глупые и наивные в этом
признаются, остальные делают вид, что это не так, но на самом
деле думают то же самое. Егор Гайдар не остановился перед
ежегодной убылью "white trash"-а России на полтора миллиона (с
перспективой убыли в два-три миллиона, когда демографический
удар даст себя знать). Любые меры хороши, когда речь идет о
замене электората, не подходящего для либерализма, на
электорат подходящий. Либерал видит перед собой
атомизированное, идеализированное, лишенное коллективных
ценностей человеческое существо - любое другое общество
вызывает у него раздражение и нарочитое презрение чистенького
перед грязными. По отношению к типажам, выведенным в Answer
Me! (порнографы, убийцы, извращенцы, сумасшедшие, в общем
униженные и оскорбленные - white trash), либералы делятся на
два класса. Одни отказываются извращенцев замечать вообще, а
другие настаивают на их немедленном уничтожении. Глазами
извращенцев и сумасшедших, мир видится гораздо гуманнее.
Гуманизм, в его средневековом понимании, это понимание
человека как меры и основы вещей. В этом контексте
наиболее естественно звучит старый лозунг: "Пусть весь мир
распадется в прах и исчезнет, чем нежели свободному человеку
будет отказано в исполнении свободного желания" - кредо
средневековых террористов. Надо
осознать появление контр-культуры новой формации,
контр-культуры онтологического террора. Любой авторитет от
культуры и любое соглашение встречаются ненавистью и
презрением. Бунтовщики прошлых эпох предлагали сбросить
Софокла, Эсхила, Эврипида с корабля современности -
онтологический террорист предпочитает этот корабль потопить.
На спасательных шлюпках увозятся наиболее вопиющие и
вызывающие феномены поп-культуры, как наиболее адекватные
текущей эпохе. Их шлюпки плывут к вулканическому острову
перманентной независимости, перманентной революции и
перманентного оргазма - острову, где культуры никогда не
было.