Здесь, в Граде, сосредоточено немыслимое количество дворцов: Летний королевский, Шварценбергский, Архиепископский, Тосканский, Чернинский...
Все они относятся к ренессансному, либо барочному периодам и представляют особый интерес для тех, кого околдовывает светская надменность Питера. Мы же с вами спустимся по старой дворцовой лестнице к набережной Влтавы и еще одному шедевру готического строительного искусства - Карлову мосту (1357г.). Всего в Праге 18 мостов, но самым древним, самым красивым и самым романтическим является Карлов мост. Одна из его особенностей заключается в том, что он представляет собой галерею скульптур святых под открытым небом. Их тридцать: смиренных и порывистых, задумчивых и экзальтированных. Поздним вечером, когда спустившаяся с холмов ночь разгоняет гомонливую, пеструю толпу туристов и затягивает реку призрачным туманом мост особенно величественен и таинственен, во многом благодаря своим башням, находящимся по оба его конца и превращающим мост в своеобразную крепость. Пройдя по мосту на другой берег, вы оказываетесь у Староместской мостовой башни, построенной около 1380 года. Это красивейший образец башенных построек в Европе. В средние века она служила входом из Малой Страны (западного района Праги) в одну из самых древних частей города - Старое Место.
NB. На восточном фасаде башни находятся гербы земель, которыми владела династия Люксембургов.
В первом ярусе расположены скульптуры сидящих правителей: Карла IV и Вацлава IV. Между ними -
покровитель моста и всей римской империи - святой Вит. В нишах второго яруса - скульптуры
покровителей Чехии: святого Войтеха и святого Сигизмунда.
Пройдя сквозь мостовую башню, мы вступаем в самое сердце Праги - Старое
Место. Свернув левее мы окажемся в одном из наиболее интересных районов города - еврейском
гетто (Еврейский город Йозефов). Это уникальное место, как по своей архитектуре, так и по особой
атмосфере, пронизаной мистикой и романтикой средневековья. С еврейским районом связано
множество мифов и сказок, самой известной из которых является история раввина Лёва и
созданного им из глины Голема. Настоящее имя этого выдающегося человека - Иегуда бен Безалел.
Он был главным раввином еврейской общины, написал пятнадцать произведений философско-религиозного характера. По легенде даже Карл IV не раз обращался к мудрому еврею за советом. Самым же известным деянием раввина Лёва было сотворение из глины искуственного человека - Голема.
"Семь дней готовились раввин Лёв, его зять и его ученик к удивительному свершению, на седьмой день по обычаю предков они выкупались в еврейской бане, оделись во все белое и с молитвой на устах пустились в путь за пределы города. Пробил четвертый час по полуночи, в эту пору тьма густа, как перед сотворением мира. За городом, на берегу Влтавы они нашли место, где было много влажной глины, принесенной течением с гор, и еще никем не тронутой. Раввин Лёв с зятем и учеником зажгли факел и долго молились, повторяя псалмы.
Из податливой глины слепили фигуру человека в три локтя длиной, положили ее на земь и осторожными движениями пальцев обозначили рот, нос, глаза и уши, придали глине форму
человеческих рук и ног, и кистей рук с пальцами. И вот, наконец, перед ними лежала фигура голема,
похожая на человека, спящего на спине.
- Ты представляешь стихию огня, - сказал раввин Лёв зятю, - обойди вокруг лежащего голема
семь раз, повторяя изречение, которое я для тебя сочинил.
Зять раввина начал ходить вокруг голема, звонким голосом повторяя изречение.
Обошел первый круг - голем обсох, а когда обошел в третий раз, от голема уже исходило тепло, когда же он заканчивал седьмой еруг, от голема исходил жар, он накалился до красна, как железо на
кузнечном горне.
Затем раввин велел своему ученику, который представлял стихию воды, тоже семь раз обойти вокруг лежащего голема, повторяя изречение.
Ученик исполнил его волю. При первом же круге красный отсвет големова тела погас, после третьего круга с его поверхности поднялось облачко пара, тело увлажнилось, во время
последующих кругов на пальцах выросли ногти, голову покрыли волосы, кожа обрела тускловатый
человеческий оттенок.
Фигурой и всем внешним видом голем походил на тридцатилетнего мужчину.
Потом семь раз обошел вокруг голема сам раввин Лёв. После седьмого круга он раскрыл голему рот и сунул ему под язык шем, пергаментный листок с тайной колдовской запиской.
Под конец раввин, его зять и ученик поклонились на все четыре стороны света и хором произнесли:
- Господь сотворил человека из земной глины и вдохнул в его лицо дыхание жизни.
После этих слов в глине, из которой был сотворен голем, пробудилась жизнь: огонь, вода и воздух разбудили голема. Он вздохнул, открыл глаза и с удивлением стал рассматривать тех, кто вызвал его к жизни.
- Встань, - приказал раввин Лёв.
И голем поднялся с земли, как поднимаются люди, после долгого сна, распрямился
и встал перед своими создателями.” (Эдуард Петишка “Голем”).
Чем не средневековый “Франкенштейн”?
Здесь, в еврейском квартале, находится самая древняя сохранившаяся синагога в центральной Европе. Она была построена в XIII веке, и являет собой яркий пример строгости и аскетичности раннеготического стиля в архитектуре. Это простая, вытянутая постройка с высокой двускатной крышей, с трех сторон окруженная пристройками женских нефов. Интерьер представляет собой двухнефный объем, перекрытый шестью парусами нервюрных сводов, опирающихся на два мощных столба. Здесь сохранилось первоначальное, по окружности стен, расположение сидений, обращенных к центру, где находится возвышение с пюпитром для чтения торы. Это возвышение отделено декоративной позднеготической решеткой.
А прямо напротив возвышается Майлзова синагога (1592), построенная в качестве личной синагоги старосты гетто Мордыхая Майлза, придворного и финансиста императора Рудольфа II. В свое время эта постройка поражала своими размерами и великолепием.В 1689 году синагога сильно пострадала от пожара, и была восстановлена в сильно уменьшенном виде. В 1892-1905 годах она была перестроена в псевдоготическом стиле. |