Это интервью было опубликовано в
газете "Точка зрения" от 20 января 1999 г.
Дикие, Дикие Ангелы Алексея
Инюткина
Работы Алексея Инюткина пока известны только
андерграунду Пензы: он рисует плакаты для
пензенских экстремальных групп, делает обложки
для книг молодых писателей и логотипы для QUAKE -
кланов; выставка его графики в Интернете
доступна всему миру.
Мы беседуем с Художником о его жизни и о его
метафизической графике.
Алексей, расскажи о себе.
Мне 28 лет, родился в деревне, учился какое-то
время в строительном техникуме, работал
дворником, штукатуром. В городе я нашел себя,
самообразовался. Жил я среди аутсайдеров:
алкоголики, нарки, бомжи - я всех их рисовал... Меня
одно время содержали несколько проституток, - я
вспоминаю о них с благодарностью. Очень
привлекали люди, стоящие по ту сторону - будь то
диссида, сумасшедшие алхимики и изобретатели
"вечного двигателя", или создатели новых
религий, - пророки, которых никто, кроме меня не
слушал, сновидцы, чьи сны и искушения я рисовал.
Когда ты начал рисовать?
Я рисую - сколько себя помню. Никто меня этому не
учил, не влиял, и главное - не препятствовал.
Благодоря своим родителям, они спокойно
относились к моим занятиям: покупали краски,
карандаши. Никогда не пытались меня переделать в
летчика, к примеру, или агронома.
До сего дня у тебя была локальная
известность и шесть выставок.
Ну, это были полуофициальные выставки. В
Лермонтовской библиотеке, в приборостроительном
техникуме и т.д. Какой-нибудь, но выход в люди из
подполья. Многие просили объяснить, что значит та
или иная работа. Многие пытались мне объяснить.
Это уже было интересно. Рисунки мои для всех
чувствующих. Не обязательно мыслящих, а
чувствующих - обязательно.
Люди строят дома, но Бог создает деревья -
сказал один писатель. В работах Художника много
деревьев, тянущихся к небу из сумерек
заброшенных кладбищ за светлой звездой.
Выворачивая корни, деревья отчаянно рвутся вверх
- прочь корни из кладбищенской земли,
переполненной ведьмами и колдунами (так тщетно
рвалась невинная девушка, году в 1600-м, из цепких
когтей церковной инквизиции). Напротив - падшие
Ангелы, оборвавшись с небес, учатся ползать и
пресмыкаться.
Алексей, чем ты увлекаешься помимо
графики?
Читаю. Слушаю музыку. Читаю много чего, от
газеты "Лимонка" до газеты "Эра России".
Конечно, По, Лавкрафт, "Молот Ведьм" - лежит
под подушкой. Но если без литературы я еще выживу,
то без музыки - никак. Многие темы, мотивы графики
- образы и контуры, навеянной музыкой. Музыка
средневековой Европы. Орф, Бах, Моцарт,
Пендерецкий. Фольклор кельтов и горловое пение
якутских шаманов. Русский рок: Летов, Дягилева,
Черный Лукич. Оккультная музыка. Стиль
"блэк". Электронная.
Какие художники нравятся?
Русский авангард 10-20-х годов. Вся голландская
школа. Босх, Брейгель, Дали, Гидер.
Есть ли мастерская, место какое-то?
Жить не на что, какая тут мастерская. Рисую в
любой обстановке - на крыше, на вокзале, на
кладбище, в вытрезвителе - на стенах. На любом
куске пространства - пальцем в воздухе!
В твоих работах много скрытых посланий, много
сверхреальных вещей: люди-ангелы и люди-бестии,
корни живых деревьев, кресты и прах кладбищ,
пытающийся воскреснуть до дня всеобщего
воскресенья... Как ты сам все это интерпретируешь?
Никак. Я работаю с мифом. А сказки у каждого
народа свои. Человек из племени "Ктулу"
увидит на моих картинах своих богов, но и
безбожник удовлетворительно кивнет, увидев
безглавый крест. Как алхимики брали
первоэлементы: песок, свинец, кислоту - и
пытались, смешивая - создать философский камень,
так и художник пытается высказать то, что
происходит с душой. Не задавайте вопросы - просто
смотрите.
"Палач схватил Эльзу за руку, но она
поспешно набросила на лебедей одиннадцать
рубашек, и... перед ней встали одиннадцать
красавцев-принцев, только у самого младшего не
хватало одной руки, вместо нее было лебединое
крыло..." Г. Х. Андерсен, "Дикие лебеди".
Сказка закончилась, а принц так навсегда и
остался с лебединым крылом. Каково ему с
лебединым крылом на нашей бедной грешной земле?...
С. Евин, В. Пасько |